В обществе

В обществе Прямая речь

6 АПРЕЛЯ 2015 г.

Александр Рыклин:

Туда пришло вполне приличное количество людей. Конечно, Новосибирск – город большой, но отсюда всегда казалось, что он вовлечён в протестную тематику гораздо меньше, чем, например, Томск. И хотя проблема, которая вывела людей на улицы в воскресенье, – не политическая, а гуманитарная, сейчас такое время, когда эти две сферы очень сильно переплетаются. И на то, как люди реагируют на эту ситуацию, на смену директора и исключение спектакля из репертуара, влияет общая атмосфера в обществе: все устали от происходящего вокруг. Само состояние нашей страны нынче сказывается на состоянии людей, на их готовности бороться за свои права, в том числе – и права на театр.

И эта протестная волна, которая поднялась, будет нарастать и реагировать на самые разные раздражители. Это очень оптимистичный факт. И очень важным является то, что организаторами акции оказались не деятели культуры или какие-то активисты, а рядовые горожане Новосибирска. Но важно отметить и консолидацию профессионального сообщества, в этот раз деятели культуры как-то мобилизовались.

 

Алёна Солнцева, культурный обозреватель:

Если бы этот митинг очень активно поддержала бы вся театральная общественность – было бы лучше и яснее. Потому что в результате получилось, что пришло достаточное большое для такого события количество людей. Это не пенсии, не медикаменты, не повышение цен – для нашего общества ценность культуры сегодня невысока. На площади было до 3000 человек, причём это были люди креативные, количество разнообразных лозунгов впечатляет. Какая-то демонстрация в их поддержку прошла в Питере, но в Москве не было ничего, кроме Театра-ДОК, который читал стихи запрещённых на протяжении нашей истории поэтов, в Иркутске был одиночный пикет, в Пензе сфотографировались с плакатами несколько актёров. То есть никакой акции всероссийского масштаба не было.

И хотя с точки зрения организаторов мероприятие прошло успешно, это неоднозначно. Когда, например, закрыли парижские синематеки в 68-м, на улицы вышло всё студенчество Франции. Это был пример культурного события, протест против которого привёл к перевороту во всей государственной политике. А в России это, очевидно, заботит очень маленькую группу, и мало кто понимает суть того, во имя чего эти люди вышли на площадь. Было принята резолюция, которая сейчас собирает подписи, но никакие результаты, вроде увольнения Кехмана, возвращения Мездрича и отставки Мединского, достигнуты не будут.

Если смотреть на выступление, то кроме Звягинцева, который сам родом из Новосибирска, для него этот город близкий, не было никого очень известного. Понятно, что Табаков – человек сам подвергающийся нападкам, перед театром которого бросили свиную голову, не может говорить, что общество нормально. Но при этом нельзя сказать, что выступили все наши главные деятели культуры. У нас вообще сложилась такая ситуация: авторитетными являются только те деятели культуры, чья основная деятельность пришлась на советский период. Но поскольку по естественным причинам они из нашей жизни исчезают, то у нас просто не остаётся никаких людей, которых знали бы все. «Иконами» новые деятели культуры не стали. Если бы, например, Анна Пугачёва выступила в защиту «Тангейзера» – это было бы круто. Но ей в голову не пришло, что это её обязанность как народной героини. И хотя, может быть, в душе она этому вполне сочувствует, высказываться она не станет, так как рискует своим основным капиталом – народной поддержкой.

В тоже время, на сайте Тайга.инфо есть полный и подробный материал о происходящем в Новосибирске. Если посмотреть комментарии под этими статьями, то там обсуждается не суть дела, свобода творчества, ответственность художника. Речь там идёт о банальнейших антисемитских высказываниях, основная тема – национальность Мездрича. То есть обсуждение ведут люди, не способные формулировать и высказывать суждения. Это лай толпы, причём толпы агрессивной и уязвлённой, не думающей и повторяющей дурацкие лозунги.

И получается, что одна сторона – это люди, которых не научили думать, зато научили ненавидеть и огрызаться, на которых и рассчитана эта довольно примитивная «черносотенная» кампания. Это та самая толпа, которая ещё 100 лет назад громила немецкие магазины. И как с этим бороться, непонятно, потому что нет никакой общей платформы. Речь идёт не о том, что существуют разные интересы разных общественных групп, а о том, что есть безответственность политтехнологов при государстве, которые в силу своих интересов используют самую мрачную часть нашего наследия.

Чернь, толпа – это то, о чём всегда писала та самая русская классика, которую так оберегает господин Мединский, про ее действия написано «бунт, бессмысленный и беспощадный». Он таков не потому, что бессмысленен любой бунт – революции бывают вполне осмысленными и необходимыми. А потому что это – архаическое состояние толпы, возбуждающейся против всего непонятного.

И этим непонятным может быть всё, что угодно, например, евреи. Вдруг, когда казалось, что все уже забыли, вновь возникает антисемитизм. Евреи и либералы – это те, кто опять портят всю нашу прекрасную русскую духовность, которую мы знать не знаем, но за которую готовы всех закидать свиными головами, а лучше – сразу головами кощунников. Поэтому всё происходящее вызывает пессимизм, я не верю, что есть какие-то силы, способные это обуздать.

Митинга в Новосибирске достаточно для того, чтобы его участники поняли, что они не в одиночестве, что разум существует. Вышедшие туда люди – очень разумные и ответственные. Но спайка между «чернью» и той политтехнологией на марше, которая рулит сегодня, не оставляет надежды на скорую победу здравого смысла.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.