Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

31 АВГУСТА 2015 г.

Георгий Чижов, политолог:

Речь идёт о пакете поправок о децентрализации, которые во многом изменят само устройство украинского государства. Об этом было заявлено практически сразу после победы Майдана, уже 1 апреля 2014 года правительство приняло концепцию по децентрализации власти и реформе местного самоуправления. С тех пор предполагаемые поправки многократно менялись, законы об изменениях в Конституции вносились в парламент и отзывались из него, и вот, наконец, дошло до стадии первого голосования.

Описать эти поправки в двух словах нельзя, но если коротко, то речь идёт о передаче большого количества полномочий и бюджетов «на места». Эта децентрализация даже более глубокая, чем та, которую Москва предлагала под видом федерализации. Согласно той концепции, власть должна была оказаться у регионов, а сейчас предлагают, чтобы всё оказалось в руках у минимальных территориальных единиц, общин.

В переходные приложения Конституции, в первую очередь, под давлением западных союзников Украины, внесена формулировка о том, что особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей могут регулироваться отдельным законом. И это всё. Но все эти изменения не касаются внешней политики, общины должны оказывать как можно больше услуг населению на как можно более низком уровне, внешняя политика процессом децентрализации не затрагивается.

Протестуют против этого по разным поводам. Есть ощущение, что протесты срежиссированы, и как минимум некоторые протестующие направляются силами, не заинтересованными в децентрализации, например, олигархическими кругами. «Радикальная партия» Олега Ляшко утверждает, что в поправках содержатся положения об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, что не совсем соответствует действительности, никакого «особого статуса» эти поправки не вводят. Другая парламентская партия, «Самопомощь», утверждает, что в пакете с децентрализацией протаскивается и расширение полномочий президента относительно того, что он имеет сейчас.

В общем, претензии у всех свои, но сегодня разные группы объединились. Скорее всего, они не рассчитывают действительно помешать голосованию сегодня, так как очевидно, что простое большинство в парламенте есть. Другое дело, что для окончательного утверждения эти поправки должны быть одобрены конституционным большинством, то есть как минимум 300 депутатами. На сегодняшний момент при максимальной мобилизации пропрезидентских сил есть 265 голосов, и где брать остальные – не совсем понятно.  А политические силы, выступающие против поправок, «потренировались».

Сейчас вокруг Рады происходят столкновения, хотя и не очень интенсивные. Это такой «мирный протест на грани фола», возможно даже с заходом за эту грань. Там присутствуют и политические силы, которые не исключают своего участия в силовых акциях, тот же «Правый сектор». Пока нельзя сказать, что эти столкновения выходят за рамки того, что происходит в других европейских странах в рамках протестов. Но нельзя быть уверенными в том, не обострится ли противостояние в дальнейшем, не появятся ли пострадавшие. Пока можно надеяться на то, что милиции удастся удержать всё в рамках, и протестующие сами не пойдут на усиление конфликта. Тем более что аналогии с недавними украинскими событиями не логичны: в Раде идёт нормальный политический процесс, там есть большинство, и поводов для силовых действий со стороны улицы власть не даёт. Риски могут быть связаны с тем, что сегодня кто-то больно получит по голове, со стороны милиции или протестующих, но перспектив для массового гражданского противостояния и дестабилизации я не вижу.

Владимир Фесенко, директор Центра политических исследований «Пента»:

Хотя формальным поводом для конфликта является рассмотрение конституционных поправок, реально, на мой взгляд, мы видим попытку устроить конфликтную ситуацию под парламентом, предпринятую рядом политических сил, в первую очередь – «Свободой», намеренно подогревавшей накал страстей. Другой провокатор – оружие, к сожалению, во всё больших масштабах распространяющееся на мирной территории. И произошедший трагический инцидент, в результате которого погиб боец нацгвардии и было ранено ещё несколько десятков человек, является не результатом «боевых действий» у Верховной рады, ничего подобного там не было, а следствием поступка одного идиота с гранатой. Эмоционально взвинченный человек с оружием пришёл на протестную акцию, и, видимо, решил таким образом повоевать с милицией.

Вряд ли подобные установки были у «Свободы» или иных политических сил. Очень показательно, что Дмитрий Ярош, лидер «Правого сектора», осудил эти действия, назвав их «эфесбешной многоходовкой», выразил сожаление в связи с тем, что некоторые патриоты поддаются на провокации, и дал понять, что сейчас нельзя организовывать какие-либо «кровавые бунты». То есть даже праворадикалы неоднозначно реагируют на эту ситуацию. Мы увидели просто всплеск эмоций и неконтролируемые действия отдельного человека.

Но это – серьёзный урок, как для правоохранителей, так и для праворадикальных сил. Возможно, он сможет стать противоядием от использования оружия во внутриполитических конфликтах в будущем, хотя бы на какое-то время. Поэтому я не ожидаю продолжения, каких-либо дальнейших столкновений и конфликтов. Наоборот, сегодняшняя ситуация отрезвит. Кроме того, людей, участвовавших в конфликтных действиях, арестовали, в том числе и подозреваемого в том, что он бросил гранату, и ситуация под контролем.

Что касается самих конституционных изменений, то эмоций там больше, чем рационального отношения. Можно рискнуть спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Если ничего не поменяется ни в Минском процессе, ни в Киеве, ни в ситуации на Востоке страны, то этот законопроект просто не наберёт 300 голосов, не будет принят во втором чтении и не вступит в силу. Второй возможный сценарий: сепаратисты проводят свои местные выборы в октябре-ноябре, что является грубым нарушением Минских договорённостей. Там прописано, что выборы нужно проводить по украинским законам и по согласованию с Украиной. В случае такого нарушения Киев получает моральное и политическое право убрать из законопроекта 18 пункт переходных положений об «особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». А так как именно он вызывает наибольшие страсти, то в этом случае 300 голосов наберётся, и поправки будут приняты, но без этого пункта. Наконец, возможен ещё один вариант: законопроект просто переработают, попытаются найти более мягкий вариант, без пункта 18, но тогда законопроект примут уже в будущем году, не раньше.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.