В обществе

В обществе Прямая речь

23 АВГУСТА 2017 г.

Алёна Солнцева, культурный обозреватель:

Кирилл Серебренников – человек очень известный. С ним многое связано, он является лидером общественного мнения, его деятельность публична. Когда мы говорим, например, о Сенцове, то обсуждается сам факт обвинения и приговора. Но в любом общественном событии СМИ очень важна личная причастность. А у Серебренникова очень много знакомых, множество людей ходит на его спектакли и смотрит его фильмы. З ним явно стоит какая-то идеология и какой-то стиль поведения. В общем, это известная публичная фигура, но при этом не политик.

Для него всегда в первую очередь был интересен театр. И существует такое понятие, как «театральное братство» — люди, работающие в этой сфере, воспринимают театр как общую среду. Люди в кино не так объединены в единый цех. Там слишком много всего, а группы собираются всего на несколько месяцев, пока продолжается работа над фильмом. Но в театре люди годами живут и работают бок о бок, и поэтому, когда говорят, что театр является домом или семьей, то это в чём-то правда. Отношения внутри театра напоминают отношения родственников. Они могут быть ужасными, может быть множество взаимных претензий и обвинений, но солидарность всегда ощущается.

Конечно, есть очень много людей глупых, которые говорят, что «он наверняка что-то украл, не могут же его арестовать просто так». Но все, кто хоть немного разбирается в театральной экономике, понимает, что хищения никоим образом не доказано. Серебренникова обвиняют в том, что он мог это сделать, но никаких доказательств или даже пострадавшего нет. Потерпевшим называют Минкульт, но пока Следственный комитет им не сообщил, что они понесли такой ужасный убыток, они там и не чесались.

То есть мы видим реальных людей, которых знаем, с которыми мы знакомы, чьи спектакли мы смотрели. И тут их сажают за решётку, а мы не понимаем, почему. Никто ничего не доказал. Все эти «украл 200 миллионов», «мог украсть 200 миллионов» звучит как какой-то абсурд. Причём называют то 2 миллиона, то 200, то 60, то 15. Такие бесконечно меняющиеся цифры свидетельствуют о том, что следователи фабрикуют дело, причём срочно, давя на заложницу Нину Масляеву. Она, возможно, действительно допустила какую-то халатность при заполнении документов, и, может быть, факт обналичивания денег был. Но любой, кто имеет отношение к работе с бюджетными деньгами, знает, что это происходит всегда. И безналичка, и сложная бухгалтерия. Потому что так устроены законы в этой сфере.

Когда они принимались, театральные люди во главе с Калягиным говорили, что так и будет. Эта схема, созданная Минэкономразвитием, предполагалась общей для всех казённых учреждений. А когда им говорили, что театр и дом престарелых не могут управляться одинаково, они отмахивались. И в результате мы видим, что вся страна сидит на игле по сути неверно устроенной отчётности. И каждый человек, будь он врач, директор школы или суда, всё время имеет с этим дело. Причём в случае с Серебренниковым речь идёт о событиях, которые произошли 6 лет назад, с тех пор были аудиторские проверки, которые не нашли никаких нарушений.

И почему на него стали копать? Чем он отличается от остальных? Он лидер модернизации культурной жизни. Никакого другого объяснения тому, что на него наезжают, у меня нет. Он всегда открыто и честно говорил, что русский театр надо реформировать, как и всю современную культуру. То есть мы видим очередной конфликт между теми, кто хочет развивать Россию, и теми, кто хочет всё возвращать в архаику. И именно потому, что Серебренников вызывает такие мысли, его арест стал столь важным для людей культуры.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.