В обществе
Прямая речь
18 СЕНТЯБРЯ 2019 г.
Алёна Солнцева, культурный обозреватель.
Выступление актёров сейчас беспрецедентно по масштабу. Очередь к администрации президента, где встал в одиночный пикет актёр Александр Паль, а за ним записалось 3500 актёров, режиссёров и других деятелей сцены – это очень интенсивная реакция. Но это ведь не единственная форма протеста сегодня. Мы знаем про письмо священников, про письмо юристов в Конституционный суд по поводу Котова, про письмо учителей в защиту своих учеников, про очень резкое письмо Киносоюза. Общество вдруг нашло в себе способ консолидироваться по цеховому признаку.
Эти профессиональные горизонтальные связи существуют в рамках разрешённого гражданского общества. Быть партией мы не можем, а создать Ассоциацию театральных критиков – можем, выйти из Союза кинематографистов и создать свой киносоюз мы тоже можем. И даже актёры сейчас действуют не под эгидой Союза театральной деятельности, а под эгидой более широкой цеховой солидарности, как было с «делом Голунова», где объединились журналисты всех направлений. В обществе с дефицитом солидарности возможность ощущать себя частью чего-то большего, например, единого цеха и, таким образом, не оказываться в одиночестве, это очень важно.
Но у актёрского протеста есть ещё одна составляющая. У нас, за редким исключением в виде юристов, правового мышления нет, и люди выступают с эмоциональных позиций. А кто лучше, чем актёр, можем выступить с эмоциональной позиции негодования, подросткового стремления к справедливости как таковой? Учителя формулировали в своём месте, что им не нравится. Их беспокоит нарастающий раскол среди их учеников — и те, кто бьёт, и те, кого бьют. Это уже рефлексия. А актёры просто говорят: «Так быть не должно, нас возмущает и пугает происходящее». И таким образом они прекрасно выражают то состояние, в котором находится общество, благодаря чему их протест оказался столь мощным.
Коме того, у нынешнего протеста нет адреса. Никто ни к кому не обращается, кроме юристов, написавших в Конституционный суд. Но творческие люди привыкли обращаться к публике, к зрителю, такая безадресность для них органична и оборачивается в ещё один плюс их протеста.