Вокруг России

Вокруг России Зачем им поливать Саакашвили?

12 МАЯ 2020 г. ПЕТР ФИЛИППОВ

ZUMA/TASS

Беседа у телевизора

Все понимают, по чьим заказам вещают наши государственные телеканалы, в угоду кому они льют грязь на Саакашвили. Наш телеящик сегодня ничем не отличается от того пропагандистского рупора, каким он был в СССР. Жаль только, что многие россияне это его качество принимают как норму. Для них было бы странно, если бы на государственных телеканалах шли острые споры, критиковалась бы политика президента и его правительства. Хотя цензура у нас формально и запрещена Конституцией.

Это в Швеции телевизионные дискуссии о выборе правильной политики – норма. Там каналом общественного телевидения руководит независимый совет, в который входят представители правящей и оппозиционных партий. А финансируют телеканал сами шведы, своими взносами. А нам такое не по нутру. Мы готовы слушаться своего президента и идти «особым путем», путем самоизоляции от развитых стран!

Что касается нападок на Саакашвили, то для Путина он как бельмо на глазу. Это Саакашвили и его соратники провели в Грузии реформы, которые подняли уровень жизни народа. Страна, которая слыла обителью воров в законе и золотым прииском для чиновников-коррупционеров, стала одной из самых успешных постсоветских республик. На ее фоне Россия, обладающая нефтью и газом, но пребывающая в глубокой стагнации, выглядит очень плохо. Это бьет по самолюбию Путина. А высокооплачиваемый государственный телекомментатор угадывает настроения президента и их исполняет. Что здесь непонятного?

Что сделал такого Саакашвили и его команда, что Грузия показала чудеса экономического роста?

Грузинские реформаторы понимали, что если людям не мешать проявлять инициативу и предприимчивость, то можно сдвинуть горы. Понимали, что именно конкуренция и есть двигатель прогресса. Как в спорте. Многие россияне этого не признают, и все надеются на добрых правителей. А грузинские реформаторы начали с того, что уменьшили административные барьеры для ведения бизнеса.

Численность чиновников снизили почти вдвое. Лицензии и разрешительные процедуры сократили с 1 тыс. до 140, отменили практически все ГОСТы. Упростили налоговое законодательство, из 22 налогов осталось только 4. Сократили и ставки налогов. Вместо 16 таможенных тарифов, которые раньше доходили до 30%, осталось три – очень небольших. Ввели закон, по которому введение новых налогов в Грузии допускается только путем всенародного референдума!

А как они поступили с госсобственностью?

Саакашвили и его команда учли мировой опыт, который показывает, что частные предприятия всегда работают лучше государственных. У менеджеров государственных предприятий просто нет серьезных стимулов повышать производительность труда работников, качество продукции. Заинтересованных в росте прибыли акционеров там нет, а для менеджеров этих предприятий госсобственность по сути ничейная. Это ведь не их капитал, детям не оставишь…

Поэтому реформаторы и провели массовую приватизацию. Крупных объектов в собственности государства не осталось, оно отказалось и от владения акциями банков. В частные руки были переданы практически все предприятия, включая стратегические заводы, объекты инфраструктуры, здравоохранения и образования, морские суда, лесные, водные, рыбные ресурсы, 66% земель сельскохозяйственного назначения и др. Средства от приватизации составили десятки процентов ВВП и были направлены на строительство дорог, на развитие инфраструктуры. На это же пошли капиталы, конфискованные у коррупционеров.

 Для сравнения, что сделал Путин и его министры за 20 лет правления?

Формально мы к советскому Госплану не вернулись, рынок в нашей стране еще есть. Но конкуренция проявляется в основном на уровне мелкого бизнеса. Государственные компании составляют около 70% промышленности и добывающих отраслей. Основная масса производств – это симбиоз госкомпаний-кормушек и тех частных фирм-подрядчиков, которые принадлежат олигархам, то есть своим людям для власть имущих. Менеджеры госкомпании заказывают по завышенным ценам поставку материалов, оборудования и комплектующих, а убытки госкомпаний списывают на налогоплательщиков. Ведь эти госкомпании могут рассчитывать на госдотации из госбюджета! Если коротко, то у власти в России сегодня союз правящей коррумпированной бюрократии и олигархов – предпринимателей, жирующих на госзаказах. Их интересы и интересы широких слоев населения противоположны.

Экономика нашей страны неэффективна, она стагнирует, объявленный властями ее рост близок к статистической погрешности. Но она все равно приносит большие коррупционные доходы правящей бюрократии. Власти заинтересованы в низком уровне наших зарплат, в сокращении расходов на пенсии, школы, здравоохранение. Ведь это позволяет экономить средства бюджета, менеджерам госкомпаний выплачивать многомиллионные оклады, а олигархам получать дополнительную прибыль. Эта система достаточно стабильна, так как опирается на пропаганду государственных СМИ, телевидение, низкий уровень политической культуры нашего населения, средневековую веру в вождя и первобытные инстинкты людей. Ведь лозунг «кругом враги» находит у нас массовую поддержку.

С современной Россией все понятно, об этом пишут многие экономисты и политологи. Но давайте вернемся к реформам команды Саакашвили.

До реформ в бюджет Грузии собирали, дай бог, 10% налогов. После того, как у предпринимателей исчезла необходимость работать по «серым» схемам и было улучшено администрирование налогов, налоговые поступления стали быстро расти. Если в 2004 году они составили 15,6% ВВП, то в 2009 году уже 24,5% ВВП[1]. Тем не менее, налоговая нагрузка на бизнес осталась минимальной.

Команда Саакашвили максимально упростила взаимодействие граждан с государством. Компанию можно открыть в течение 13 минут (это норматив). Достаточно обратиться в отделение банка, где есть уполномоченный Минюстом сотрудник, или зарегистрировать бизнес через интернет.

Сегодня в Грузии можно за один день открыть свой бизнес, купить или снять помещение и начать работать. И к вам не придут собирать дань ни полицейские, ни пожарные, ни санэпидстанция. Сравните это с ситуацией в России!

Бизнесмены из европейских стран поражаются, как просто в России изъять финансовые документы у компании, заблокировать ее работу. Даже если действия проверяющих будут признаны незаконными, проверяющие не понесут никакой ответственности, а бизнесу никто не возместит упущенные доходы. Изъятие в рамках проверок финансовых документов, компьютеров, еще даже до возбуждения уголовного дела, просто отбивает желание вести бизнес в России.А в Грузии?

По легкости ведения бизнеса, который каждый год определяет Всемирный банк, Грузия к 2009 году, то есть еще при президентстве Михаила Саакашвили, перешла со 150-го места в 2004 году на 11-е, опередив Финляндию, Швецию и Японию. А по простоте регистрации бизнеса, на которую в Грузии уходит один день, заняла 1 место. Американский журнал Forbes, оценивая легкость уплаты налогов, назвал тогда Грузию самым либеральным государством Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга. Все это привлекало и привлекает сегодня иностранных инвесторов.

В 20042009 годах грузинская экономика получила 6,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций; по объему накопленных прямых иностранных инвестиций в расчете на душу человека маленькая и не имеющая полезных ископаемых Грузия догнала Россию; по объемам полученных внешних инвестиций и по привлекательности для иностранных инвесторов Грузия сравнялась с новыми членами ЕС[2].

В результате за первые пять лет реформ нищее и полуразрушенное государство превратилось в бурно развивающуюся экономику. Доходы грузинского бюджета за 2003–2008 годы выросли почти в 6 раз – с 558 млн до 3,3 млрд долларов, в 2004–2008 годах экономика Грузии росла на 9–12% в год, в 2008 году из-за мирового кризиса и августовской войны ВВП упал, но лишь на 3,9% – благодаря диверсифицированной экономике.

Почему же Саакашвили проиграл на выборах в 2009 году? И потом, вернулись ли в Грузию сегодня прежние порядки?

Опыт показывает, что политическая культура любого народа развивается медленно, только со сменой поколений. Это видно и в России. У нас на выборах 1993 года максимальное количество голосов получил балабол Жириновский. А в 1996 году россияне легко отдавали голоса коммунистам, под гнетом которых прожили 70 лет. Так что грузины – не исключение. В 2008 году многие из них просто купились на пустые обещания российского миллиардера Иванишвили, который, например, пообещал сделать бензин для них чуть ли не бесплатным. В общем, каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет.

И все же старые порядки в Грузию не вернулись. Сегодня полиция Грузии в своей работе мало отличается от той, которую удалось сформировать Саакашвили и его единомышленникам. Оказались не бесполезными и усилия реформаторов по борьбе с коррупцией, бывшей стержнем грузинского общества в прошлом веке. Новые правила жизни вполне укоренились и выполняются даже при правительстве, сформированном его противниками из партии «Грузинская мечта».

Применим ли опыт маленькой Грузии в большой России?

Когда препятствием для реформ называют размер страны, то люди либо не понимают существа реформ, либо сознательно вводят нас в заблуждение. У большой страны есть свои преимущества. Проще подобрать во власть не коррумпированных граждан. Больше ресурсов. Внешняя помощь полезна, но не является решающей. Мировое сообщество помогает 138 развивающимся странам, но лишь единицы из них провели успешные реформы. Дело не в размере страны, а в решимости власти проводить реформы и в готовности населения власть в этом поддержать. Ведь по интересам некоторых слоев реформы бьют очень больно. Чего стоит только сокращение числа чиновников и обуздание коррупции. Именно это удалось сделать команде Саакашвили и не желает делать господин Путин.

Когда начались реформы, государственная система в Грузии была раз в 10 слабее, чем в России. Государственные институты в России традиционно более управляемые, ведь российская государственность существует с XII века. Средний российский гражданин более законопослушный, чем грузинский. Даже если бы в России была проведена настоящая реформа полиции, это не помогло бы. Ведь если все государство не реформировать на европейский лад, то и европейская полиция продержится недолго.

Каков же главный вывод из опыта Грузии?

Успешные реформы, направленные на заимствование порядков развитых стран, возможны и в России, и в Украине. Надо только к этому стремиться, а не обещать ежегодно в президентских посланиях манну небесную. Надо не призывать слезть с нефтяной иглы, а слезать с нее на деле. А россиянам надо помнить, что «кадры решают все!». Чтобы страна развивалась, к власти должны прийти люди, ставящие целью рост уровня жизни населения, а не обнуление сроков, не сохранение своей власти до гроба. Поэтому решение Зеленского привлечь в свою команду реформатора Саакашвили можно только приветствовать. Он выбрал себе достойного и опытного соратника.

 

____________________________

[1] Два месяца без ГАИ, или Как избавиться от коррупции. Интервью с Л. Бураковой // E-xecutive.ru. 02.06.2011. http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1496232/

[2] Епифанцев А. Анализ грузинских реформ. Применимы ли они в России? // Агентство политических новостей. 18.01.2011. http://www.apn.ru/publications/article23547.htm



Фото: 24.04.2020. Украина. Киев. Бывший глава Одесской области и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили на брифинге перед началом внеочередного заседания Верховной рады. Саакашвили сообщил, что он ответил согласием на предложение президента Украины Владимира Зеленского занять пост заместителя премьер-министра по вопросам реформ в правительстве Дениса Шмыгаля. Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил, что дата внеочередного заседания Верховной Рады по голосованию за назначение Саакашвили на пост вице-премьера еще не определена. Pavlo Bahmut/Ukrinform via ZUMA Wire/ТАСС


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.