Вокруг России
Прямая речь
13 МАЯ 2021 г.
Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:
Несколько дней назад говорили про Таджикистан и Узбекистан, и Узбекистан уже заявил, что не хочет. Там продолжают политику Каримова и стараются дистанцироваться. Узбекистан – не член ОДКБ, он менее зависим от России, но не хочет слишком ассоциироваться с американцами. А глава Таджикистана с тех пор съездил в Москву на 9 мая. Сделал он это в связи с конфликтом с Киргизией, чтобы символически заручиться поддержкой Москвы.
Приходя в Центральную Азию, американцам придётся либо договариваться, либо сталкиваться с Россией. 20 лет назад была неформальная антитеррористическая коалиция, и вкладом России в неё была отмашка, позволившая американцам прийти в Центральную Азию. Тогда базы появились в Узбекистане и Киргизии, а в Таджикистан американцы не пошли, потому что там за несколько лет до этого прошла гражданская война.
Но с тех пор отношения Москвы и Вашингтона резко ухудшились. Из Узбекистана американцы ушли под давлением Каримова, после того, как Запад осудил его действия при подавлении восстания исламистов, и он заявил, что раз так – то уходите. В Киргизии уже Россия, после того, как испортились отношения, начала настаивать на уходе американцев. Президент Бакиев не хотел их ухода, но его свергли, и Россия сразу легитимировала нового президента Атамбаева, который и принял решение об уходе американцев.
Кроме того, Киргизия – член ОДКБ, хотя там сейчас есть обиды. В прошлом году там прошла очередная революция, пришёл к власти президент Жапаров, а Россия хотела сохранить его предшественника, с которым уже были выстроены отношения. Жапаров, конечно, обещал всё оставить, но в Москве не любят приходы к власти революционным путём, особенно если предыдущий руководитель позиционировал себя как пророссийский. И вот теперь Рахмон в Москву приехал, а Жапаров – нет. Так что элемент напряжения есть, усиленный недавними военными действиями и поездкой Рахмона в Москву – киргизам кажется, что Москва всё-таки ближе к Таджикистану.
Но при этом Киргизия очень сильно зависит от Москвы. Есть тема миграции. Если Киргизия начнёт «отползать», то встаёт вопрос – что с мигрантами и переводами денег из России в бедную и нестабильную страну. Для множества киргизов это очень важный источник доходов.
При этом центральноазиатские страны страдают от множества проблем, и американцы сейчас могут апеллировать к фактору исламского радикализма. Талибы уже активизировались, их боевики выходили в районный центр на севере страны, а дальше – Таджикистан и Узбекистан. Есть воспоминания о 90-х годах, когда талибы пытались организовать экспансию на север, но тогда Россия исходила из того, что американцы, воюющие с талибами, станут фактором защиты, а сейчас считает, что внешние защитники не нужны, отобьёмся сами.
При этом есть проблема нестабильности. В Киргизии был всего один президент, который ушёл в конституционный срок, передал власть верному приемнику, который в скором времени его арестовал. Остальные были свергнуты, и сколько продержится у власти Жапаров – неясно. Сейчас он усилил свои полномочия, там приняли новую Конституцию, усиливающую власть президента, но надолго ли это – непонятно.
В итоге мы видим Узбекистан, который не хочет ангажироваться, нестабильную Киргизию и ориентированный на Россию Таджикистан. Конечно, с Россией можно пытаться договориться, но уровень доверия столь мал, что с трудом представляем себе такой сценарий. Так что хотя американцы рассматривают Центральную Азию как один из вариантов, они, скорее всего, им не ограничиваются.