В Кремле

В Кремле Роскосмос как зеркало ОПК

2 АВГУСТА 2021 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



Если бы это не было связано с безопасностью нескольких человек, можно было бы сказать, что ситуация с Международной космической станцией усилиями российской стороны все больше напоминает комедию положений. Не успели все облегченно выдохнуть после успешного запуска и пристыковки модуля «Наука» (который предполагали запустить еще лет десять назад), как «незапланированно» у модуля включились двигатели. В результате вся МКС, по словам одного из руководителей НАСА, совершила несколько «кувырков» и сделала почти полтора оборота в одну сторону, а затем еще половину оборота в обратную. После чего глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, который подобно тому, как людоедка Эллочка сражалась с заносчивой Вандербильдихой, ведет беспощадный заочный спор с Илоном Маском, счел нужным объяснить произошедшее. Лучше бы не объяснял. По словам Рогозина, все дело в «человеческой ошибке», случившейся после успешной стыковки: «Была такая эйфория, в каком-то смысле расслабились. Возможно, кто-то из операторов не учел, что, возможно, система управления самого блока будет продолжать себя корректировать». Таким образом, можно составить мнение о производственной дисциплине в Центре управления полетами.

Дальше-больше. Кое-как выровняв МКС, для чего пришлось включать двигатели другого модуля и корабля «Прогресс», экипажу разрешили войти в модуль «Наука». И космонавт Олег Новицкий тут же сообщил подмосковному ЦУПу, что из модуля вылетел 2-сантиметровый болт. Понятное дело, тоже человеческий фактор. То ли бросили на пол этот болт, то ли, как водится, не докрутили. Под конец выяснилось, что резко упало давление в другом модуле, «Звезде». Вне всякой связи с кульбитами МКС, утверждает Рогозин. После чего долго рассуждает о том, насколько российские космические корабли лучше американских.

Честно сказать, Дмитрию Олеговичу следует скорее посочувствовать. Подозреваю, что положение дел в Роскосмосе не слишком отличается от того, что творится в дюжине других военно-промышленных корпораций. Беда Роскосмоса и Рогозина заключается в том, что в силу разных причин провалы в космической сфере, в отличие от прочих оборонных сфер, невозможно скрыть. С одной стороны, все ракетные пуски фиксируются другими странами, по Договору СНВ по некоторым пускам мы должны передавать американцам всю телеметрию. С другой, в результате сотрудничества на МКС, НАСА это американское (чтоб ему пусто было) в открытую ведет прямой репортаж со станции. И все интересующиеся могут полюбоваться болтом, встречавшем космонавтов на модуле «Наука». Не зря, ох не зря недремлющее ФСБ треть запретов в своей инструкции об информации, разглашение которой превращает людей в иноагентов, посвятила Роскосмосу. Но вот на роток НАСА никакой платок не накинешь. Можно предположить, что в работе авиастроителей, которые все никак не могут начать нормальное серийное производство истребителя Су-57 после первого полета, состоявшегося больше 10 лет, огрехов никак не меньше. Равно, как и в работе корабелов, которые уже почти десять лет строят фрегат «Адмирал Головко», являющийся третьим кораблем в серии.

Прочие оборонные компании столь же неэффективны, как и Роскосмос. Причины совершенно очевидны. Помимо всеобъемлющей коррупции, расцветающей под сенью секретности, это бюрократический произвол, скверное жалование исполнителей, упадок фундаментальной науки. Все военно-промышленные корпорации обречены использовать старые советские наработки и нанимать неквалифицированных работников. Но отдуваться приходится бедному Рогозину, который не от хорошей жизни придумывает все мыслимые и немыслимые пропагандистские ходы, вроде съемки на МКС фильма.

Правда, даже в этой ситуации главе Роскосмоса не стоило бы поминать всуе имя Сталина. Рогозин в свое время шутил: «Когда товарищу Сталину показали бронемашину, в которой он должен ездить, и что ее не пробьет ППШ, он посадил внутрь конструктора этой машины, и ее изрешетили из автомата. Конструктор остался жив, потому что машина оказалась хорошая. Я предлагаю записать в решение, что мы конструкторов обязательно должны посадить в корабль при испытаниях системы аварийного спасения». Рогозинские начальники могут ненароком вспомнить и о кадровой политике Иосифа Виссарионовича. У него с неэффективными менеджерами был разговор короткий. Ссылки на объективные обстоятельства не принимались.

 

 Фото: wikimedia.org/Кирилл Борисенко по лицензии  Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.