Люди
20 сентября 2021 г.
Возмутительно и просто
27 ФЕВРАЛЯ 2018, СЕРГЕЙ БОГДАНОВ

ТАСС

Я сразу хотел бы дать личное определение недавним высказываниям Алексея Серебрякова, которые вызвали столь шумный общественный резонанс. Ведь в России размышления о национальной идее сродни забегу на бесконечную дистанцию. И вдруг… Один человека взял — и сказал. Если сказать несколько обобщенно, такого рода высказывание (как полагается, вырванное из контекста общей беседы) — это апелляция ЧАСТНОГО лица к сферам упрощенной исторической культурологи и обществознания. Характеризующее конкретные «темные стороны» национального характера, присущие, к сожалению, любой «исторической общности» людей — ибо нет на свете такого народа, который, помимо положительных качеств, не нес бы на себе печать отрицательных социальных маркеров (с этим народом часто и ассоциирующимися). Историки, понятное дело, столь тонкие материи тревожить лишний раз крайне остерегаются — как раз по причине инстинкта профессионального самосохранения, не желая портить себе жизнь конфронтацией с целым кластером обывателей, до которого столь неоднозначные высказывания могут дойти зачастую в не самое подходящее время. Серебряков явно не является историком, зато представляет собой, пусть уже и эмигрировавшего, но, тем не менее, уроженца России с неравнодушной гражданской позицией. С родиной связей не порвавшим и эмоционально высказавшимся там, где «накипело». Тем паче, что Алексей Валерьевич «на беду» известный актер — т. е. в обывательском социуме фактически выполняет роль культурологического проводника для немалой части населения.

Это означает примерно следующее. Типичный «простой человек» в России уже давно не читает книг, не ходит по театрам и не предается просмотру элитарного кино «не для всех». Вопреки статистике, даже интернетом значительная часть российского населения пользуется «постольку-поскольку», продолжая активно смотреть телевизор. В свою очередь, говорить, чем сегодня является телевидение в России, думаю, нет особого смысла. В простой форме это — триада состоящая из новостей, ток-шоу и телесериалов. Которые, собственно, и отнимают 90% времени у сидящего перед экраном телезрителя. Все три компонента уже давно выполняют функцию идеологической обработки и обросли огромным количеством медийных, легко узнаваемых персон. Еще проще выражаясь: для обычного человека, гордящегося сегодня военными успехами в Сирии, думающего о том, «что там в Украине», и проклинающего «надуманный» допинговый скандал, Серебряков — лицо, прочно ассоциирующееся с домашним телевизионным пультом. И относящееся к сфере телеразвлечений. Новостные выпуски тот не ведет, в телевизионных шоу особо замечен не был, однако очень часто появлялся в различных телесериалах, сыграв целую плеяду неоднозначных, но очень запоминающихся персонажей. Вы когда-нибудь слышали, как люди здороваются с диктором телевизионных новостей? Вот и здесь примерно то же самое: известный человек на голубом экране, практически «друг семьи» — раз показывают, «значит, можно».

И НЕОЖИДАННО подобная персона заявляет: «Знаете, мне не нравится то, что сейчас происходит с нашим народом. Мы превращаемся в злобных, обиженных на весь мир мещан, выпячивающих все отрицательное из собственного национального самосознания. Ищем виновных в своих проблемах — вместо того, чтобы обратить взор на самих себя. И даже не пробуем задуматься, почему мы сейчас так живем — и, главное, что с нами будет дальше». Как уже сказано выше, это всего лишь эмоциональный посыл отдельно взятого человека, но озвученный в самый неподходящий момент. И последствия для народного артиста Российской Федерации будут очень далеко идущими.

«Кто разрешил?!» Вот это — первая мысль, которая явится в головах тех, кто смотрел «Бандитский Петербург» и «Штрафбат». Чтобы понять, насколько Серебряков талантливый актер, достаточно обратить внимание на то, что он не выпал из медийного поля после отъезда в Канаду и даже после съемок в многострадальном «Левиафане». «Терпели». Поверьте, последнее говорит о многом. В свое время поддержавший Украину Андрей Макаревич почти в мгновения ока превратился во врага народа. А сказавший два слова против Путина Леонид Парфенов быстро пропал почти со всех телевизионных каналов. И ведь это при том, что те были осторожнее в высказываниях, явно стараясь смягчить собственную протестную апелляцию к российскому обществу. Серебряков, видимо, будучи по характеру суровым прагматиком, высказал свою позицию быстро, четко, жестко и однозначно. Не став при этом добавлять просьбу задуматься над собственными словами. После же занял четкую позицию — «сказал, что сказал» и от своих слов отказываться (как, возможно, многие на его месте поступили бы) не стал.

Я думаю, что в нынешней российской реальности карьера Алексея Валерьевича, почти вне всякого сомнения, временно подошла к концу, и, как минимум, теперь ему придется стать уже полноценным эмигрантом. Хотя бы на время, пока не изменится сама страна, та, из которой он предпочел уехать. Странное возникает чувство — в чем последнего можно обвинить, учитывая, что гражданин России сегодня может получить ярлык предателя, например, за желание сменить место проживания. Или за исполнение главной роли в фильме, на который спустили всех собак, за «неправильное» отображение благообразной российской действительности. Пока я пишу эти строки, градус накала вокруг высказанных слов продолжает повышаться. И впечатление это создает тяжелейшее. У большинства неравнодушных нет никаких попыток вдуматься в то, что же человек такое сказал и что, собственно, он имел в виду. Только оскорбления, проклятия, пожелание «самого лучшего», «чтобы ты там в своей Канаде...» Сила. Наглость. И хамство.



Фото: Россия. Москва. 17 апреля 2017. Актер Алексей Серебряков перед премьерой фильма "Большой" режиссера В.Тодоровского в Большом театре. Валерий Шарифулин/ТАСС














  • Николай Сванидзе: Примечательный человек, который умудрялся и в тоталитарной стране быть свободным и не тоталитарным человеком. Татьяна Малкина:: Засурский упорно гнул свою линию.

  • "Коммерсант": Те, кто хотел, мог получить на журфаке академическое образование и красный диплом: уровень преподавателей позволял получить любое образование.

  • Владимир Яковлев: Бывают люди-ангелы... Которые обладают... поразительной способностью - не противопоставлять идеи милосердию, а здравый смысл - идеологии... Они способны творить добро... не откладывая его...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Иногда честная работа — это подвиг
5 АВГУСТА 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Похоронили Ясена Николаевича Засурского, человека, который воплощал собой нечто не поддающееся логическому описанию и фиксации — дух, особую атмосферу факультета журналистики МГУ. Это самое «нечто» ощущалось практически все годы существования журфака. Включая, например, вполне забубенные 70-е, когда на факультете учился ваш покорный слуга. Слава богу, эту атмосферу не удавалось определить в терминах и вставить в строку ни членам бесчисленных партийных комиссий, проверявших идеологическую твердость учебного заведения, ни авторам доносов. Идейные погромы каким-то образом вполне счастливо обходили стороной журфак и человека, хранившего его призрачные ценности.
Прямая речь
5 АВГУСТА 2021
Николай Сванидзе: Примечательный человек, который умудрялся и в тоталитарной стране быть свободным и не тоталитарным человеком. Татьяна Малкина:: Засурский упорно гнул свою линию.
В СМИ
5 АВГУСТА 2021
"Коммерсант": Те, кто хотел, мог получить на журфаке академическое образование и красный диплом: уровень преподавателей позволял получить любое образование.
В блогах
5 АВГУСТА 2021
Владимир Яковлев: Бывают люди-ангелы... Которые обладают... поразительной способностью - не противопоставлять идеи милосердию, а здравый смысл - идеологии... Они способны творить добро... не откладывая его...
Повторить уже не сможем
12 АПРЕЛЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Не знаю как вы, а я стал уже покрываться пятнами и гусиной кожей от первых тактов песен про детей Галактики, грохот космодрома, а также про пыльные тропинки далеких планет, песен, которые всю прошедшую неделю звучали уже не из каждого утюга, а из каждого водопроводного крана. Отечественные чиновники от пропаганды, способные опошлить самое святое, с тактом и изяществом стада носорогов оттоптались на 60-й годовщине действительно славного события в истории человечества – первого полета человека в космос, совершенного нашим соотечественником Юрием Гагариным. Команда «достойно отметить» пришла, очевидно, с самого верха, и весь телеэфир с утра до ночи был забит славословиями относительно побед в освоении космоса.
Прямая речь
12 АПРЕЛЯ 2021
Сергей Цыпляев: Космос переходит в ту же сферу, что и авиация: в ней делается очень много, но это достаточно рутинно. Осталась одна задача – полёт на Марс...
В СМИ
12 АПРЕЛЯ 2021
РБК: «Роскосмос» лишился нескольких потенциальных контрактов на запуски зарубежных спутников из-за «подлых санкций» США, рассказал глава госкорпорации Дмитрий Рогозин…
В блогах
12 АПРЕЛЯ 2021
Аркадий Дубнов: Наверное, это останется самым дорогим, самым радостным праздником той эпохи для детей первых послевоенных поколений. 
Памяти Инны Булкиной
22 ЯНВАРЯ 2021 // БОРИС ДОЛГИН
Тревога — чувство, с которым в последние недели заглядываешь в ленту Фейсбука, опасаясь увидеть RIP рядом с новым именем. Но даже в этой ситуации невозможно было поверить сообщению о смерти Инны Булкиной. И потому что последняя запись ее была опубликована менее чем за сутки до того, и потому что больше десяти лет она все время была офлайн или онлайн «на расстоянии вытянутой руки», с ее ироничной интонацией, колеблющейся между теплой усмешкой, искренним недоумением и чуть брезгливым сарказмом.
Призраки не умирают
30 ИЮЛЯ 2020 // АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО
Вот она и умерла, в смысле — умерла физически. Хотя в чем-то они бессмертны, все эти потомки «призрака коммунизма», который (сама не раз его тут видала) и по сей день в их лице все бродит и бродит, бедолага, по Европе и не только по ней. Но тогда в марте 1988 года эта дама-призрак пришла, как и положено призракам, непрошенно, причем туда, где ее меньше всего ждали — в «Совраску», в «Советскую Россию», в годы Перестройки самую, без преувеличения, демократическую газету Советского Союза. А какие там собрались тогда у нас талантливые перья, все, как на подбор: Толя Головков, Паша Гутионтов, Игорь Коц, Володя Долматов, Андрюша Дятлов...