КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЭто неоднозначное советское прошлое

20 НОЯБРЯ 2020 г. СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ



На всех фронтах Россия борется с искажением своего исторического прошлого, чтобы свободно искажать его в сторону почитания властей практически всех периодов. Мы к этому привыкли и смирились, поскольку в своем профессиональном кругу пока продолжаем думать и говорить, как будто ничего этого нет. Главное, не встречаться с толпой бандерлогов и соблюдать правила безопасности, никогда не произносить «я думаю», а всегда – «есть мнение». Но бандерлоги же не унимаются и время от времени выкидывают в публичное поле очередное историческое безобразие, чтобы, как на живца, поймать либерала.

Последнее такое «безобразие» – сериал «Бомба».

Не будем ханжами, делать из прошлого мелодраму и приключение в стиле Marvel и Netflix – вполне нормально для современного сериального кино. Тем более что советское прошлое богато на образы. Тут вам и совчиновничество в ретро-плащах, и обыватель, наслаждающийся пошлой эстрадой, и страшная сказка про ГУЛАГ, и воронки по ночам, и победительные мотивы, и при желании каждый может выбрать свою версию исторической правды.

Но Marvel – комикс, а «Бомба» – реконструкция. Критически настроенный современник зафиксируется на средней части фильма, где зеки бредут по грязи, правда, в основном, воры-уголовники, и показано, как режим бросает людей в топку своей созидательной задачи, а патриот – на финале: но ведь добились своего, спасли страну от американцев, сделали прекрасную мирную бомбу! И Берия ох как хорош – совсем не похож на кавказца (артист Виталий Коваленко), а такой самый человечный европеец и прекрасный организатор, сегодня бы побольше таких. Страшный, конечно, но иначе было нельзя!

При желании по-разному можно прочитать и финал.

Вот работали они, работали и наработали. Взорвали свою антиамериканскую штуку, и посерело небо от пепла (накануне был красный закат, а теперь адский мрак), понизилась температура от искусственного солнечного затмения, но все машут, обнимаются, радуются – Апокалипсис, а единственный построенный в фильме дом для как бы «народа советского мирного будущего» – пока просто муляж, который в результате сгорел.

Походя сказано, что реальные люди живут в землянках и питаются лебедой. Но им обещают, что после бомбы построят такие дома, как такой, который сгорел. А то, что в этом муляжном доме также сгорел и депрессивный создатель бомбы Михаил Рубин – не только трагедия, а суть проявление безысходного оптимизма, ведь далее он встретится на облаке (немножко религии) со своей любимой, которую поглотил бериевский концлагерь. А это символично. Радостно. Да и «ученые» на финальных титрах уверенно твердят: разведка доложила, что американцы готовились погубить СССР, а мы типа спасли. Вот все тут есть – выбирай! Хочешь – за людей переживай, а хочешь – восторгайся сверхдержавой.

Объективно, однако, это пошлое и лживое кино, которое смотреть неприятно. Любовный треугольник взят из «Девяти дней одного года», сцену с опозданием на перекличку в лагере свистнули из «Вокзала для двоих», договор с Берией: сделаете бомбу, тогда отдам любимую – тоже какой-то пошлый баян. Главный герой, гениальный физик Рубин, артист Евгений Ткачук, играющий сначала «Девять дней одного года», а потом, неразрывно во времени, «Вокзал для двоих» – неприятный перебор. Фраза, сказанная в 48 году тещей другого известного физика: «Сегодня ведь не 37-й год», – свидетельствует о полном непонимании реалий режима авторами фильма, если не о сознательной подтасовке.

Ведь для реальных людей реального советского прошлого никакого деления на «37-й год» и «не 37-й год» не существовало. В СССР люди либо вообще ничего не знали про «37-й год» и сказать такую фразу не могли, либо для них все было одним большим «37-м годом». Я сам узнал про «37-й год», лишь прочитав в Самиздате «секретный доклад Хрущева», а старшие диссиденты при этом смеялись: «37-й год» – это когда крошили чиновничество и знатных коммуняк, а простых-то людей в СССР крошили всегда, не считая. Все годы советской власти вплоть до смерти Сталина.

Сцена, как датский ученый Нильс Бор пытается потенциальным агентам КГБ-НКВД передать секретную информацию о бомбе – преувеличение ради драматизма и неприятно высосана из пальца.

Бор, может быть, и был левым, и боролся за мир, и стоял за паритет, полагая, что лишь паритет вооруженных злодеев защитит мир от войны, но никак не идиот и предатель, разбрасывающийся секретами. Тем более вряд ли бы он вооружал опасного врага, грозящего спалить в мировом пожаре его датское кормление уточек. Это искажение истории, так искажение!

Но самое неприятное в том, что сериал во многом прав, и советские «ученые», может быть, так и относились бездумно к своей работе и долгу в советское время, и это трагедия. Хотя, с другой стороны, Петр Капица отказался делать бомбу, а Сахаров ее хоть и сделал, но потом всю жизнь каялся и расплачивался. В любом случае, с высоты настоящего все-таки требуется какое-то более философское отношение к этому. Которого, тут, естественно, нет.

Все-таки американцы начали делать бомбу во время самой разрушительной в истории человеческой цивилизации войны и испытали ее (что тоже не есть хорошо) на агрессивном враге, а советские – после войны, когда уже создали ООН и приняли Декларацию прав человека. Зачем? Непонятно. Может, затравленные и оболваненные советские физики особенно и не волновались, что вручали оружие в руки преступной клики Сталина-Берия, но вряд ли мы можем игнорировать эти вопросы... Отношение ученого Рубина к тому, что он сидел в лагере, там изнасиловали и сгноили его любимую, а теперь он, метафорически говоря, для лагеря вышки строит, не прояснено.

Любопытно: про то, что американцы планировали после большой изнурительной войны якобы начать новую (зачем?!) – а это мотив, оправдание для «ученого чистых советских знаний» – не говорили даже при коммунистах, при Брежневе, а сегодня – за милую душу. Обо всем этом нам рассказали «эксперты» на титрах, чтобы не дай бог мы не поняли сериал как-то превратно. И параллельно в новостях – о новом оружии.

В этом смысле сериал «Бомба», конечно, крайне познавательный артефакт настоящего. Настоящего, спускающегося в ад реванша.

Режиссер Игорь Копылов. В ролях: Евгений Ткачук, Евгения Брик (Хиривская), Виктор Добронравов, Ольга Смирнова, Михаил Хмуров, Андрей Смелов, Наталья Суркова, Александр Лыков, Виталий Коваленко, Виктор Раков, Владимир Богданов, Аглая Тарасова, Геннадий Вырыпаев, Эдуард Флёров, Иван Батарев, Константин Балакирев, Лариса Домаскина.

Постер и кадры из фильма: сайт "КиноПоиск"/kinopoisk.ru

Версия для печати