- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы


Jak to delas? (йак то делас?) по-чешски – «как дела?». А русский глаз читает – «как это делается?». Русскому глазу в Чехии вообще много приходится удивляться – например, когда вдруг видишь дорожный знак «pozor», а он означает всего-навсего «осторожно». Так вот – как это делается? Как с момента распада социалистического лагеря, за последние 30 лет страна стала удобной для жизни и бизнеса, толерантной к своим и чужим и невероятно популярной среди туристов? Стала – или всегда подспудно была?

Чем грозит нежелание человека идти в поликлинику при явных симптомах опасного заболевания? Летальным исходом. Чем грозит нежелание правительства проводить назревшие экономические и политические реформы, отсутствие стремления бороться с тотальной коррупцией и казнокрадством? Да еще в сочетании с попытками взять с подданных как можно больше? Тем, что общество может войти в тупик, из которого ему мирно не выбраться. Именно это мы и наблюдаем сегодня в связи с намеченной правительством пенсионной реформой.

Чтоб два раза не вставать, несколько слов про очередную «прямую линию». Ничего, кроме чувства стыда – за себя и за того парня, который вешает лапшу на уши, конечно, она вызвать не могла. И «декламатор»-то сам абсурден, а с хором подхалимов – был абсурден вдвойне, и смотреть это, участвовать в сём – порнографично. Но так уже получилось, что смотреть больше нечего, если мы вынуждены каким-то образом оценивать ситуацию, задавая по сути только один вопрос: идет ли она на выправление или все дальше вязнет в белиберде? И для замера, оказывается, нет ничего лучшего, чем такая белибердовая «прямая линия», хотя от бесконечного произнесения известной короткой фамилии, конечно, тошнит.

Зависимость россиян от телевизионной пропаганды очень высока. ТВ — главный конструктор реальности и самый авторитетный источник. Потому что информация подается от имени государства, власти. Способность кремлевских пропагандистов навязать свое толкование событий держится на определенной тактике: перед этим создается атмосфера неопределенности и тревоги, дискредитируются все другие позиции, а лишь затем предлагается своя интерпретация. Причем она строится как единственно возможная. Нынешний режим присвоил себе роль арбитра, который трактует события с точки зрения «интересов большинства».

Об особой роли Алексея Венедиктова в системе «дремучего охранительства», созданной Путиным, сказано много, но ААВ все время дает новые поводы, мимо которых невозможно пройти. В программе «2018 – 2014» на «Эхе» от 9 июня Венедиктов в диалоге с Екатериной Шульман затронул тему голодовки Олега Сенцова и «объяснил» причину неуступчивости Путина тем, что поставил его в один ряд с Маргарет Тэтчер. «Мы помним голодовку в тюрьмах британских, бойцов Ирландской республиканской армии, — заявил ААВ. — Они умирали один за другим, и Маргарет Тэтчер говорила: “Нет, я не пойду на уступки”».

У историков и этологов противоположное восприятие автократических и тоталитарных государств. Для историка эти многоступенчатые иерархические образования — достижение разума, блестящей организации гениальных царей и полководцев. Они возвышаются над организациями прочих племен и народов, как египетские пирамиды над барханами песка. Для этолога — это примитивные, основанные на инстинктах самообразующиеся структуры, разросшиеся до гигантских размеров. И построили их не гении, а паханы.

Идеалы наших государственников совсем уж прозрачны. Нет, не социализм, не империя, не военная мощь их волнуют, это все слова. А на деле им нужно упрочение такой прозаической вещи, как бюрократический рынок, сохранение лжегосударственной экономики, где их фактически частные капиталы действуют под видом и на правах государственных. От того, что уже захвачено в ходе номенклатурной приватизации, никто, естественно, отказываться не намерен. Система монопольной госсобственности разрушена, и отнюдь не в интересах бюрократии ее восстанавливать.

В нынешнем, 2018, году исполняется ровно сто лет с момента первой публикации книги Освальда Шпенглера «Закат Европы». Каждая цивилизация – их немецкий философ насчитывал восемь штук – имеет, по мнению Шпенглера, свою душу, которая, подобно человеку, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Что касается европейской цивилизации, внутри которой сам Шпенглер находился и писал этот труд, то ее судьбу философ оценивал крайне пессимистически, считая, что Европу в самое ближайшее время ждет упадок и гибель на радость юным народам и чужеземным завоевателям. С тех пор Европу хоронили часто и многие. Что не мешает Старому Свету продолжать жить и оставаться одним из главных центров мирового развития, одним из самых привлекательных и удобных для жизни мест на земле.

Хорошо, что я пишу медленно. Вот написал бы некролог, а фигурант, глядь, да и ожил — что бы я делал? Подозреваю, что в связи с «кейсом Бабченко» многих как раз и возмутил напрасный труд. А так все нормально, можно приступить к разбору полета. Но, вообще, чудесные воскресения, ложь во спасение и путаница с похоронами – очень банальные сюжеты, которые идут бок о бок с историей цивилизации. Так что непонятно, что все так переполошились.

Опять произошло уникальное природное явление (простите, но это тот же феномен, что и с недавней реакцией двух перманентно враждующих лагерей на Ксению Собчак), а именно — потрясающий консенсус людей доброй воли и недоброй.
И те, и другие в истории с Бабченко хватаются за сердце, падают в обморок и громко рыдают от вероломства коллеги. Как там Жеглов говорил струсившему товарищу: «Будь ты проклят, гад! Ты всех нас продал!.. Ты не сознание, ты совесть потерял!»