- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы


Сорок лет назад, осенью 1978 г. я поступил в Ленинградский университет. Попал на вечернее отделение экономического факультета, поскольку при попытке поступить на дневное меня завалили на сочинении. Не умел я, как выяснилось, сочинять. Учеба на вечернем отделении предполагала обязательность работы в дневное время. Многие студенты-вечерники изыскивали тогда возможность устроиться на интеллигентную работу – библиотекаря или кафедрального лаборанта. Я же попал в слесари. На ТЭЦ №7 Василеостровского района. В цех контрольно-измерительных приборов и автоматики.

В который уж раз убеждаюсь, что Пушкин — наш поэт на все времена. На прошлой неделе после исторического посещения главным начальником Госдумы весь фейсбук цитировал: «И наконец по милости своей принять венец смиренно согласится». Сегодня только ленивый не вспомнит: «Царица грозная, Чума, теперь идет на нас сама». У нас конечно же не пир во время чумы, у нас голосование во время коронавируса. Понятно, что на пандемию управы нет, власти в ней не виноваты. Но, согласимся, именно Кремль постарался, чтобы этот лебедь был уж совсем черным и изготовил идеальный шторм, в котором сошлись как «события непреодолимой силы», так и рукотворная глупость и корысть.

В своей последней статье в «Ежедневном журнале»[i] Сергей Магарил обращает внимание на важность уровня образования представителей властной элиты. Согласимся, что малообразованным чиновникам и простым людям вряд ли удастся создать высокоэффективные экономику и институты государства, подобные шведским или японским. Скажется недостаток знаний в сфере технических и социальных наук. Но авторитарные правители отсталых стран, их министры обычно принимают решения, исходя из своей морали, то есть представления о «хорошем» и «плохом», «правильном» и «неправильном», о возможности реализовать собственные интересы.

Смутное время трагично не только потому, что жить в нем трудно, противно и зачастую опасно, но и потому что выходы из него тоже только смутные. Люди мечутся, а придумывают лишь комбинации из того, что видят вокруг, и складывают предложения из тех слов, что слышали раньше. А это… «тюрьма», «закон», «суды», «крепкая власть» и «надо кого-то наказать», кто украл наше «хорошее доброе старое время». Хотя понятно, что, если найдутся такие борзые силы, что обнаружат в себе потенциал судить и наказывать, то вы от них тоже не избавитесь и останетесь все в той же смуте. Выход из смутного времени многим видится лишь как выход в «мутное время».

Сначала три цитаты. «ФСБ докладывает, что информационные вбросы по новому коронавирусу идут из-за границы. Это, к сожалению, нас сопровождает всегда. Цель таких вбросов понятна — посеять панику среди населения», — Владимир Путин, президент России. «Сегодня мы боремся с коронавирусом, который, возможно, является биологическим оружием США, распространенным сначала на Китай, а затем на Иран и другие страны», — Хосейн Салями, командующий Корпусом стражей исламской революции. «Если запретить рассказывать о коронавирусе по телевизору и в соцсетях, то через месяц не будет не только эпидемии, но и сам вирус сдохнет», — Виталий Третьяков, декан высшей школы телевидения, МГУ.