КОММЕНТАРИИ
29 ЯНВАРЯ 2016, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Россию, похоже, поразила эпидемия не только свиного гриппа. По стране катится всеобщее озверение. Потерявший работу охранник застрелил в Москве девушку-промоутера, которая слишком громко что-то рекламировала и тем самым «мешала отдыхать». Тетке в далекой Лабытнанги не удалось снять денег в банкомате, и она принялась бить ногами своего шестилетнего сына. В Ульяновской области коллектор бросил в окно проштрафившегося должника бутылку с горючей смесью и едва не сжег заживо двухлетнего ребенка. Это произошло только в последние дни. Надо сказать, что любой, кто вынужден общаться с согражданами на бытовом уровне, вынужден констатировать: градус агрессивности растет буквально на глазах.

29 ЯНВАРЯ 2016, ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

Вношу свои пять копеек в тему совместного фотографирования. Вынужден не согласиться с МБХ. Не Богородица, но — Декарт не велит мне с ним соглашаться. А Декарт этот настоятельно советовал договариваться о значении слов, чтобы не соскользнуть в опасную смысловую пустоту... Так вот о толерантности, общественном согласии и всяком таком. Рукопожатие с политическим противником, нормальное общение с ним etc — признак взрослости и соблюдение цивилизованных правил игры, тут спора с МБХ нет. Но для этого — сначала! — надо быть твердо уверенным в наличии общих (для всех участников процесса) цивилизованных правил игры.

28 ЯНВАРЯ 2016, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

27-го января апелляционный суд Швеции в тяжбе между правительством Российской Федерации и акционерами ЮКОСА встал на сторону России и отменил принятое больше трех лет назад решение шведского же арбитража о взыскании с нашей страны двух миллионов долларов. Деньги эти тогда отсудили несколько испанских фондов – фактических держателей небольших пакетов акций компании ЮКОС, юристы которых утверждали, что в 2007 году имела место экспроприация активов ЮКОСА, что нанесло ущерб их клиентам. Тогда стокгольмский арбитраж встал на сторону истцов, а теперь апелляционная инстанция то решение отменила. 

27 ЯНВАРЯ 2016, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Несомненные успехи Рамзана Ахматовича Кадырова в области PR обернулись повышенной активностью старых проверенных членов путинского круга. В один день в публичной сфере отметились глава президентской администрации Сергей Иванов, пообщавшийся с журналистами по итогам проведения совета по противодействию коррупции, руководитель МИД Сергей Лавров также провел традиционную пресс-конференцию, а секретарь Совбеза Николай Патрушев дал интервью «Московскому комсомольцу». Нельзя сказать, что ближайшие сподвижники национального лидера стремились поразить оригинальностью суждений.

27 ЯНВАРЯ 2016, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

Министерство юстиции РФ подготовило и 22 января с. г. опубликовало проект поправок к пресловутому закону 121-ФЗ от 20 июля 2012 г., известному как «Закон об иностранных агентах». Мы, члены Русского ПЕН-центра, считаем этот документ опасным, направленным на дальнейшую дискредитацию и систематическое преследование независимой общественной деятельности в России, в том числе – в сфере культурной, которая для нас особенно важна. Напомним, что упомянутый закон был принят в 2012 году и создал основу для закрытия или приостановки деятельности целого ряда некоммерческих и неправительственных организаций, включая те, которые вели активную и масштабную работу в области благотворительности или просвещения в России.

26 ЯНВАРЯ 2016, АНТОН ОРЕХЪ

Когда американское Министерство финансов рассказывает, а ВВС показывает нам несметные богатства Путина, они исходят из внешних признаков. Мы внешне действительно очень похожи на европейцев и даже на американцев. Но мы другие. И законы другие у нас, и понятия. Конечно, путинские приятели сплошняком уж если и не миллиардеры, то миллионеры точно. Путина вообще можно назвать очень хорошим другом. Кажется, что ни один из тех, с кем свела его судьба и кто смог хоть немного с ним сблизиться, не оказался обделенным. Разве плохой он после этого друг? Замечательный! Можно ли назвать это коррупцией? С американо-европейской точки зрения – безусловно.

26 ЯНВАРЯ 2016, АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО

Георгий Ильич Мирский — общий патриарх востоковедов, арабистов и исламоведов. Это человек, который всю свою долгую жизнь, почти 90 лет, отдал профессии, которую, раз выбрав, никогда не менял. У него было такое огромное количество публикаций, что их полный список занимает целую брошюру. Мирский всегда много занимался политикой. Это не афишировалось, но он много общался с самыми разными политиками на Ближнем Востоке и вносил в советскую политику в регионе большой вклад, пусть это и не всегда было заметно. Хотя долгое время он не выезжал из страны, так как его просто не выпускали.

26 ЯНВАРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Доллар — 80, евро — 85, бочка нефти идет уже по цене тары, а тут еще англичанка опять гадит… Одним словом, в такой ситуации лучше начинать обзор с хорошего. В ночь с 24 на 25 в эфире «России 1» был «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким. Свое дежурство по Российской Федерации Михал Михалыч нес не один, а, как обычно, с ведущим Андреем Максимовым. Все чаще, когда я вижу их вдвоем, Жванецкого и Максимова, особенно когда они идут рядом, высокий грузный Максимов и маленький по сравнению с ним Жванецкий, не могу отделаться от ощущения, что Жванецкого конвоируют, ведут давать признательные показания. Это ощущение подкрепляется тем, что Максимов, прежде чем дать Жванецкому возможность читать его миниатюры, обязательно выдавливает из него какую-то политически правильную идею...

26 ЯНВАРЯ 2016, АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО

Может мне одной так везет? Но уже не в первый раз в так называемой «вартециммер», в комнате, где пациенты ждут приглашения к врачу, разговаривающие по-русски больные устраивают митинг против понаехавших в Германию «неарийцев». Раньше митингующим было сложнее (не было «вещдоков» правоты). Теперь настал их звездный час. Итак, на днях в комнату ожидания у зубного врача, как вихрь, ворвалась пожилая дама и стала громко кричать: «Сколько можно терпеть в Германии этих мусульманских воров и насильников!» Моя попытка произнести что-то на тему толерантности к другим религиям и огульности ее обвинений в адрес всех беженцев, спасающихся в Германии от войны, потерпела неудачу.

Власти, загнавшие митинг на едва ли не самую неудобную площадку в центре Москвы — в сквер у Яузских ворот, и погода, совершенно не располагавшая к статичному митингу, очевидно, сговорились. Но в принципе для оппозиции это привычно — быть «за», когда все и всё «против», и наоборот – «против», когда вокруг всеобщий одобрямс, путинг и кадыринг. Не впервой. В морозную субботу 23 января в сквере у Яузских ворот прошел митинг. Не очень многочисленный — человек 500-600. Не слишком распиаренный — вся его реклама практически прошла только в соцсетях, разве что Сергей Пархоменко рассказал о нем на «Эхе». С не очень удачным в силу – увы! – привычности названием: «Против репрессий». Но очень важный.