- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

С Кавказского хребта посыпались угрозы в адрес тех, кто не клянется в верности российскому политическому режиму и даже позволяет себе его критиковать. Речь идет не об оппозиции, не о политических оппонентах, а именно об инакомыслящих в классическом понимании этого термина. (Скажем, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов никакой, разумеется, не оппозиционер.) Вернее даже — об инакоговорящих. Сначала глава Чечни Рамзан Кадыров пространно высказался о предательской сущности «пятой колонный» и призвал федеральные власти окоротить «врагов народа». Глава местного парламента Магомед Даудов (разумеется, Герой России) пошел дальше.

Гайдаровский форум по-прежнему остается одной из немногих площадок, где либеральные эксперты могут спокойно обсудить текущую экономическую ситуацию и бросить взгляд в завтра. В этом году мы увидели здесь и торговлю страхами, и политически ангажированные жесты, и гримасы официоза. И все-таки именно на этом мероприятии прозвучали многие неутешительно-веселые прогнозы и интересные оценки, а заинтересованные слушатели, большинство из которых были студенты РАНХиГС, смогли составить собственную картину происходящего.

На уходящей неделе вся прогрессивная (да и остальная тоже) общественность дивилась поразительной, я бы даже сказал бесшабашной храбрости депутата горсовета Красноярска и секретаря местного отделения партии «Гражданская платформа» Константина Сенченко. Если кому-то показалось, что в моих словах содержится ирония в отношении поступка этого доселе никому не известного человека, то совершенно напрасно. В нынешних обстоятельствах бросить в лицо всесильному чеченскому владыке столь жесткие обвинения — все равно, что войти в клетку к тигру, про которого известно, что он уже съел несколько человек и ни разу не подавился.

Пресловутые 86%, 25-летний юбилей «ДемРоссии», выпавший на ушедший год, дискуссия о будущих (состоятся ли еще?) выборах, да и вообще, Новый год – время подведения итогов и попыток заглянуть в завтра, все это заставило еще и еще раз продумать, что же пошло не так и четверть века назад, и последние пару лет. Ведь то, что не так и не туда – кажется, очевидно уже всем. Двадцать пять лет назад всё никак не хотел кончаться Советский Союз, на самом деле уже умерший (просто мы все об этом еще не догадывались). Великий и ужасный Союз, в котором чувство страха впитывалось с молоком матерей и до конца не отпускало ни на мгновенье. В котором в головах у большинства людей воцарилась глубокая вялотекущая шизофрения, когда каждый по отдельности был «против», все вместе – «за», а СССР – это навечно!

Опять обрели былую силу советские анекдоты. А новых, за ненадобностью, не появилось. Анекдотом (причем так себе) стала сама жизнь. Ей-богу, уже вплоть до мышей. Даже писать ничего не надо – можно снова выходить с чистым листом: всем и так все ясно. Год-пустышка. Год-дегенерат. Леся Рябцева – главная героиня. О, она заставила говорить о себе! Чем же? Написала удивительную книгу, сняла фильм, добилась небывалого успеха в бизнесе или науке? Нет, все проще. Пристроилась к созданному более одаренными и квалифицированными людьми проекту и с непосредственностью милой провинциалки вымазала его дерьмом. Очень своевременная технология. И востребованная.

Неотступным чувством декабря ушедшего года было чувство горечи от того, что снова в тюрьмах и лагерях достойные люди, освободить которых мы бессильны. Это был год отчаянного ужесточения политических репрессий в стране. Казалось невероятным применение новоиспеченной статьи 212.1 УК РФ, принятой вопреки здравому смыслу, будто не всерьез, для острастки, потому что ведь не мог же главенствующий орган законодательной власти всерьез принять настолько антиконституционную статью! Но вот, взяли под стражу Ильдара Дадина на глазах у всех — за взвешенное, спокойное, ничем не нарушающие ни одного закона выражение гражданской позиции, да, собственно — за подчеркнуто мирный протест против нарушений закона и Конституции.

В среду утром цена за баррель нефти вплотную приблизилась к тридцатидолларовой отметке и имеет все шансы преодолеть ее уже в текущую сессию. Вслед за нефтью ожидаемо скукоживается российский рубль, который изо дня в день обновляет показатели декабря 2014 года. Вполне вероятно, в ближайшие часы (а возможно – уже в тот момент, когда вы читаете эти строки) в Москве за один старенький потертый доллар будут давать восемьдесят полноценных сверкающих рублей. Несмотря на драматично слабеющую национальную валюту, правительство объявило о десятипроцентном секвестре бюджета 2016 года.

Первая декада 2016-го показала, что Россию в этом году ждут довольно серьезные неприятности. Доллар по 76 рублей, евро по 83 и нефть по 32 доллара за бочку — это те цифры, которые означают, что дискутировать можно о сроках полного краха, а не о самом факте данного события. Российские медиа в этой ситуации решили вести себя, как человек, который, упав с крыши небоскреба, решил не думать о неизбежной встрече с землей, а предпочел, пролетая мимо этажей, заглядывать в окна и обнаруживать у жителей за этими окнами всякие проблемы. «Гляди-ка, как у них все плохо! — восклицает летящий. – Прямо кошмар! То ли дело я, лечу себе, рядом с птицами, солнышко светит, ветерком снизу обдувает, приятно так. Красота!»

2016 год начался с новостей, которые обнадеживающими для российской экономики назвать трудно. Цена на наш главный экспортный товар – энергоносители – продолжает снижаться, и конца этому процессу пока не видно. На фоне совершенно фантастической цены за баррель нефти, которая вот-вот опустится до тридцати долларов за бочку, последние события на рынке поставок российского газа оптимизма явно не добавляют. Еще пару лет назад тезис о том, что Украина никогда не сможет обойтись без газа из России, казался абсолютно незыблемым. С ним, с теми или иными оговорками, соглашались практически все экономические эксперты.

Должен признаться, что до последнего времени я неплохо относился к Захару Прилепину. После начала войны с Украиной наши пути с Прилепиным и его товарищами, конечно, сильно разошлись. Но я воспринимал это философски: у человека другая точка зрения, что ж поделать. Я видел разницу между Лимоновым и Прилепиным. Первый выглядит озлобленным на весь мир завистником, который променял свой авторитет революционера на гонорар в кремлевской газете «Известия». Клеймит там бывших соратников по оппозиции, признается в любви к генералам Следственного Комитета. Ну то есть буквально продался за стакан семечек. Прилепина, при всей нашей разнице взглядов, я считал человеком искренним и содержательным. А главное — порядочным.