КОММЕНТАРИИ
31 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

На минувшей неделе в российских СМИ было заметно меньше Украины. Нет, совсем она не пропала, чувствовалось, что главным российским пропагандистам физически тяжело оторваться от ставшей такой привычной и родной темы войны с фашистами, от милых их сердцу бандеровцев, вечно пытающих, насилующих и убивающих русских людей любого пола и возраста. Персоны украинской политики всплывали в сюжетах российских программ порой ни к селу, ни к городу, в сюжетах, никакого отношения к Украине не имеющих. Например, Владимир Соловьев посреди дискуссии о войне в Йемене вдруг радостно воскликнул: как было бы здорово, если бы Коломойский сбежал в Йемен или вообще к сомалийским пиратам! Понять, в чем комизм этой фантазии было совершенно невозможно, и со стороны это выглядело как бессвязный выкрик посреди горячечного сна.

31 МАРТА 2015, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

На прошлой неделе можно было убедиться, насколько досконально эксперты Совета безопасности РФ анализируют американские доктринальные документы. На сайте Совбеза появился анализ 35-страничной Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в самом начале февраля. Получается, что за один день в Кремле анализировали приблизительно полстраницы американского документа. Поразительно, что при столь тщательном анализе российские эксперты оставили вне зоны своего интереса то, что Вашингтон считает важнейшим, с точки зрения национальной безопасности, не только рост благосостояния в США, но и последовательную борьбу с бедностью во всем мире, а также борьбу с инфекциями и терроризмом.

30 МАРТА 2015, АНДРЕЙ КОЖИНОВ

На Большом Ближнем Востоке опять предсказуемо-неожиданно полыхнуло. Запад так же неожиданно и предсказуемо оказался к этому не готов. Буквально за пару недель окончательно грохнулся Йемен — американцы и британцы в срочном порядке эвакуировали свои посольства и военные контингенты. Штаты вкладывали в официальные вооруженные силы Йемена ежегодно около ста миллионов долларов — деньги шли на модернизацию ВВС с упором на развитие беспилотных летательных систем, охрану сухопутных и морских границ. В итоге американские морпехи уходили, бросая технику; британцы были более организованы. 

Кому сызмальства и до какого-то возрастного порога не снился собственный эйфоричный полёт – свободный, над городом?.. Иногда мягкое приземление-просыпание, иногда с ударом о посадочную полосу и кошмар, но следующего парения все равно ждёшь с радостью. Глупому Икару Морфей наверняка показывал эти кадры из National Geographic куда чаще, чем положено по норме. Он возмечтал о всамделишном взлёте и присобачил к плечам с помощью пчелиного воска (клея в тюбике тогда не было) крылья, изготовленные из птичьих перьев. По технической неграмотности много о себе думающий грек не знал или не подумал, что чем ближе к солнцу, тем сильнее жарит. 

Владимир Путин выступил на коллегии Федеральной службы безопасности. Вполне ожидаемо он поведал собравшимся, что Россия находится в кольце врагов, желающих выкрутить ей руки. Чтобы доказать это, Путин напомнил как 14 лет назад США вышли из Договора по противоракетной обороне. Путин поблагодарил чекистов, которые «пресекли», как выяснилось, «деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб». Также глава государства потребовал «совершенствовать систему защиты сведений, составляющих гостайну, не допускать утечек информации о развитии военной организации, мобилизационных планах, промышленных и оборонных технологиях».

26 МАРТА 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН

История с «Тангейзером» лишний раз показывает, что Русская православная церковь превратилась в кладовую советской культуры. Радикальные околоцерковные группировки навязывают обществу свои допотопные представления о границах дозволенного в искусстве, мало чем по существу отличающиеся от советских. А топ-менеджеры часто являют собой пример партийных секретарей по идеологической работе. И таковыми себя, судя по всему, и ощущают. К таким «секретарям» можно, без сомнения, отнести митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова), давно придушившего у себя в епархии живые ростки и строящего церковную жизнь на борьбе с «врагами».

25 МАРТА 2015, ИННА БУЛКИНА

Конфликт вокруг «Укрнафты» имеет свою историю, противостояние президента Украины Петра Порошенко и днепропетровского губернатора, владельца группы компаний «Приват» Игоря Коломойского началось не вчера. Но ключевым событием в этом сюжете стало голосование в Верховной раде 19 марта, когда с пятой попытки было принято решение об изменении кворума для проведения собраний акционеров всех обществ. Законопроект № 2273 был посвящен непосредственно группе «Приват» и Игорю Коломойскому: фактически государство таким образом вернуло себе контроль над компанией «Укрнафта», в которой группе «Приват» принадлежит 42% акций, а государству — 50%+1.

24 МАРТА 2015, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Минувшую неделю российские Вооруженные силы провели в сражениях, слава богу, учебных. Корабли Северного флота охотились за подводными лодками условного противника, гарнизоны полярных бригад отражали авиаудары. А еще силы Черноморского флота атаковали условного противника юго-западной части Черного моря. В рамках учений, по данным печати, в Калининградскую область были переброшены тактические ракеты «Искандер», а в Крым — бомбардировщики Ту-22, способные нести ядерное оружие. Все это проходило в рамках внезапной проверки Вооруженных сил, приказ о которой Владимир Путин объявил 16 марта.

24 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Российские телеведущие любят рассказывать в эфире анекдоты. Берут пример с Путина. Путин любит изумлять иностранцев шутками ниже пояса, например, про бабушку и дедушку, или историей про первую брачную ночь, от которой Меркель до сих пор в дрожь бросает. От путинской шутки, не от ночи. У телеведущих диапазон анекдотов шире, но есть один, любимый, который практически каждый уважающий себя ведущий федерального канала хоть раз, но рассказал в эфире. Анекдот про танкистов и информационную войну. Последний раз в программе «Время покажет» этот анекдот рассказал по Первому каналу Петр Толстой. Беседа двух российских танкистов в Мариуполе, один из которых говорит другому: «А все-таки жаль, что информационную войну мы проиграли!».

Этот текст я собирался написать после 1 марта. Но 27 февраля был убит Борис Немцов – и все планы отодвинулись. Теперь, оглянувшись назад, я понимаю, что он стал еще важнее, чем раньше – во всяком случае, для меня. Думаю, не только. Важнее потому, что убийство Бориса – безусловно, самого яркого лидера оппозиции нынешнему режиму, требует переосмысления целей, задач и подходов. И еще потому, что условия изменились кардинально: очередная «красная черта» (вслед за Крымской и Донбасской) оказалась преодолена с необыкновенной легкостью – и политическая атмосфера в России уже не будет прежней. И очень важно сегодня говорить честно. И без иллюзий.