КОММЕНТАРИИ
19 ЯНВАРЯ 2015, ЯРОСЛАВ АШИХМИН

Стремительное удорожание иностранных продуктов уже заставило многих россиян изменить стиль жизни, а стоимость корма для домашних питомцев и детских товаров вызывает негодование даже самых ярых патриотов. На этом фоне рост цен на лекарства был не столь заметен для большей части населения. Сдерживающими факторами служили механизмы государственного регулирования цен на препараты, включенные в список «Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП), достаточно большие запасы медикаментов на складах фармкомпаний и дистрибьюторов. Первые месяцы 2015 года ситуация будет сглаживаться и тем, что поставки пока осуществляются из серий, произведённых и оплаченных в 2014-м, при «старом» курсе доллара и евро.

В Древнем Риме (а вслед за ним и в Средневековой Руси где-то до 15 в.) новый год начинался с 1 марта – откуда «мартовские иды» и названия месяцев с сентября по декабрь: «седьмой», «восьмой», девятый» и «десятый». Мы, похоже, в Средневековье и откатились – у нас тоже 2014 год начался с марта. Почти день в день – 20-го, 23-го и 24-го февраля отгрохотали выстрелы на Майдане в Киеве, прогремели фанфары закрытия Олимпиады в Сочи и под крики «Свободу!» из автозаков прозвучал приговор по первой волне Болотного дела, поставив точку всё медлившему с уходом предыдущему 2013 году. Году, еще сохранявшему некоторые надежды, что все обойдется. Хотя и инвестиции уже замерли как бензин на нуле, и капитал утекал из страны все ускорявшимся потоком, и рост был сугубо на бумаге... Но все еще казалось, что можно еще вырулить и исправить. Что есть еще вещи, которые невозможны, потому что...

16 ЯНВАРЯ 2015, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

В минувший четверг в армянском городе Гюмри толпа, состоящая, по оценкам очевидцев, примерно из двух тысяч человек, сначала блокировала 102-ю военную базу российских войск, а потом атаковала Генконсульство. В то же время в Ереване прошла многолюдная манифестация у резиденции президента республики. Требование одно — выдача военнослужащего 102-й базы российских войск Валерия Пермякова правоохранительным органам Армении. На данный момент не остается никаких сомнений в том, что именно Пермяков, совершив 12 января побег из воинской части с табельным оружием, проник в один из частных домов и расстрелял семью из шести человек.

16 ЯНВАРЯ 2015, ВАДИМ ДУБНОВ

Многодневное молчание российского официоза по поводу убийства в Гюмри российским солдатом армянской семьи искренне и понятно. У российского посольства в Ереване уже разворачивали плакаты с теми словами в адрес российского руководителя, которые армяне предпочитают не употреблять при женщинах и детях, а российские новости продолжали рассказывать про Донецк. Армении не было ни в эфире, ни в актуальном политическом восприятии. Все случилось слишком быстро для тех, кто формирует эфир по звонку из главной инстанции, а в ней все никак не знали, что говорить.

16 ЯНВАРЯ 2015, ВЛАДИМИР НАДЕИН

Её назвали «гибридной», но точнее бы всё же – просто Путинской. Еще точнее, Третьей Путинской — после Второй Чеченской и Первой Грузинской. Эта третья война еще в большей мере, чем все предыдущие, отражает личность своего главного инициатора и основного выгодоприобретателя. Еще грубее, чем в первых двух конфликтах, она развязана Россией «на ровном месте», без очевидной угрозы со стороны явно более слабого неприятеля, с еще более вопиющим нарушением международных законов и человеческой порядочности.

15 ЯНВАРЯ 2015, ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

История с задержанием Навального после его эфира на радио «Эхо Москвы» — история не только смешная, но и поучительная. Для нашей убогой администрации просматривалось в этом случае три варианта поведения: законный, рациональный и демонстративный. Законный заключался бы в том, чтобы снять с Навального домашний арест, поскольку приговор по делу уже состоялся. Рациональный — в том, чтобы попросту не замечать эфира на «Эхе» (мало ли, кто что говорит на «Эхе»).

15 ЯНВАРЯ 2015, АНТОН ОРЕХЪ

Смеёмся мы над Америкой, которая ничего кроме себя не знает, вокруг себя ничего не видит и в качестве ориентира самым надежным считает глобус Техаса. На счет Америки не знаю – бывать не доводилось. Но про свою страну сказать могу. Посмотришь новости, почитаешь газеты, депутатам и президенту внемлешь – и кажется, что это как раз наша страна и есть центр мира. Все вокруг нас циркулирует. Как правило, нам же назло. Цены на нефть всей планетой снижают, чтоб нам насолить, жертвам теракта в Париже соболезнуют, чтобы про Беслан никто не помнил, Сибирь забрать у нас хотят, Крым урвать хотели – да мы опередили, слава богу.

14 ЯНВАРЯ 2015, АНДРЕЙ КОРТУНОВ

Вероятно, будущие историки, описывающие динамику развития международных отношений второго десятилетия XXI века, отметят и такое явление, как ренессанс геополитики. В наши дни геополитика переживает если не второе рождение, то, во всяком случае, вторую молодость. Работы аналитиков-международников вновь пестрят ссылками на Фридриха Ратцеля, Хэлфора Маккиндера и Альфреда Мэхена, вновь вошли в моду понятия Хартленда и Римленда, снова и снова конструируются политически заряженные географические образы — типа «мирового Евразийского острова», «Большого Ближнего Востока», «Индо-Тихоокеанского коридора» и пр.

13 ЯНВАРЯ 2015, ДМИТРИЙ ОРЕШКИН

ТАСС уполномочен заявить, что спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов вызвал Михаила Ходорковского на словесную дуэль: «Имейте смелость сказать мне в лицо, что вы пытаетесь написать в своих жалких публикациях». Ну, в смысле опять про карикатуры. Дуэль, по гордой мысли спикера, имеет состояться «на любом из центральных каналов». Это разумно: в Европу чеченских руководителей не пускают из-за заказных убийств и санкций, а Ходорковский на центральные каналы вряд ли пойдет из гигиенических соображений. Так что можно смело бросать вызов.

13 ЯНВАРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Серию терактов в Париже многие сравнивают с трагедией 11 сентября. Несмотря на разницу в масштабах бедствия, эти два события сближает та реакция человечества, которая подобно рентгеновскому излучению позволяет увидеть анатомию современного мира, духовную структуру человечества в данный момент времени. Тогда, в 2001-м, мир разделился на три части. Одна — ужаснувшаяся и сострадающая. Другая — открыто ликующая по поводу чужой беды. И, наконец, третья — прячущая под маской осуждения теракта плохо скрываемое злорадство в форме «онисамивиноваты».