Цензура
19 июля 2024 г.
Псковские работники театра написали коллективный донос
15 АПРЕЛЯ 2015, АЛЕНА СОЛНЦЕВА

Работники Псковского академического театра написали министру культуры РФ Владимиру Мединскому коллективный донос. Они обращают внимание министра, только что разобравшегося с «неправильной» оперой в Новосибирске, на готовящуюся к выпуску постановку документальной пьесы про современных псковичей, в которой зрители услышат нецензурную брань, увидят обнаженных пьющих женщин в бане и злого «царя-карлика». Авторы письма рассказывают, что «идея пьесы понятна и замечательна — документальная пьеса о современных псковичах, материал для которой в многочисленных интервью собирают вместе со столичным режиссером сами актеры». «Но в итоге сама пьеса вдруг превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение "современного искусства", ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях». Сегодня министр должен встретиться с авторами доноса.

Подоплеку происходящих событий "Ежедневному журналу" разъясняет культурный обозреватель Алена СОЛНЦЕВА:

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Власть дала определённый сигнал. Люди у нас зачастую очень простые и настроены как дети в детском саду, которым воспитательница говорит: дети, так поступать нехорошо, кто будет так делать — тех мы будем наказывать, а тем, кто будет сообщать об этом, мы будем давать конфетку. Тут происходит ровно такая же история.

Проблемы, связанные со столкновением нового и современного со старым, вне зависимости от качества, должны решаться внутри общества. Можно ссориться, протестовать, устраивать забастовки. Но в данном случае речь идёт не столько об эстетическом конфликте части трупы с режиссёром, хотя такие расхождения там тоже имеют место, сколько о наличии простого механизма. Достаточно пожаловаться — и тут же получаешь решение.

Роль управляющего органа, Министерства культуры, в этой ситуации должна, в идеале, сводиться к разъяснению того, что такие конфликты — внутреннее дело театра. Решайте сами, внутри коллектива, или со зрителем, какие у него предпочтения. Но у нас сегодня другое направление, все эстетические разногласия решаются «наверху», в Москве. Феодальная система зарождается сегодня во всех сферах, в том числе и в этой.

За 20 лет, прошедших с конца советской власти, произошла очень странная вещь. В 80-е годы образованная часть российского общества была настроена достаточно революционно, во всех смыслах. Считалось правильным и модным поддерживать авторское начало, эксперимент, искать новизну. Но случившаяся потом резкая модернизация и слом сознания привели к тому, что для многих людей традиционная культура стала спасительным убежищем. Люди стали искать в искусстве не способ справиться с вызовами времени, а укрытие от своих невзгод, от того, что они не могут приспособиться к быстро меняющейся жизни, не справляются с дискомфортом, который эта жизнь у них вызывает. Потому что при всех проблемах, отсутствии поощрения для малого бизнеса и несовершенстве законов инициативность ценилась в то время больше, чем инертная исполнительность, при этом правила менялись очень быстро.

Существует целый комплекс резких изменений, которые приводят к тому, что люди начинают ощущать беспокойство, из-за чего сама культура воспринимается иначе. Кажется, что музей, театр — сфера, в которой не надо ничего менять, пусть там всё останется, как есть. Это святое, это отличает нас от страшной новой действительности, от расплодившихся воров и жуликов. Мы хотим спокойного наслаждения, прийти на концерт, а там Чайковский нота в ноту, в музей — а там картины, которые мы знаем, Васнецов и Репин. Всё понятное и знакомое. Не нужно менять правила хотя бы здесь — это настроение распространилось за последние годы.

Подобные настроения были всегда, потому что для восприятия нового искусства нужны другие мозги. Надо долго работать с молодым человеком, приучать его к восприятию, объяснять ему законы, по которым существует нынешний мир, — это всё очень взаимосвязано. Людей, которые это понимают, немного даже среди профессионалов, потому что у нас была устаревшая школа, плохие педагоги, мало связи с мировыми процессами. В результате тренд «успокойте меня консервативно» существует сегодня даже в большей степени, чем 20 лет назад.

На фото: Псковский театр драмы имени А.С.Пушкина. ТАСС/ Евгений Орлов














  • Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...

  • Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 

  • Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Время стукачей
22 МАРТА 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Своим недавним заявлением по поводу необходимости очищения от «нацпредателей», которых великий русский народ «выплюнет на панель как мошку, случайно залетевшую в рот», Путин запустил два родственных процесса. Во-первых, открыл шлюзы народной инициативы. Во-вторых, освободил и направил в нужное русло энергию административного творчества. Оба этих бурных потока имеют одно содержание – стукачество. Движение «павликов морозовых», «дятлов» и «барабанщиков» на глазах приобретает массовый характер.
В СМИ
22 МАРТА 2022
Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 
В блогах
22 МАРТА 2022
Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 
В СМИ
4 МАРТА 2022
Фонтанка.ру: В российских школах прошёл урок «Защитники мира», в котором государство объяснило происходящее на Украине детям. 
Время назад
29 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В этот день 99 лет назад, 29 декабря 1922 года, был подписан Договор об образовании СССР. Его подписали РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская Федерация). Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Владимир Путин называет происшедший 30 лет назад распад СССР распадом исторической России, угрожает вторжением Украине, требует от Запада гарантий ее невступления в НАТО и пытается поглотить Беларусь. Голова Путина повернута в прошлое. И в какой-то степени ему удалось повернуть время в России назад. Верховный суд России 28 декабря по иску Генеральной прокуратуры ликвидировал международное историко-просветительское общество «Мемориал».
Прямая речь
29 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...
В СМИ
29 ДЕКАБРЯ 2021
Коммерсант: «Разумеется, мы будем опротестовывать решение Верховного суда РФ всеми доступными нам путями. И мы найдем законные способы продолжать нашу работу»,— сообщил сам «Мемориал».
В блогах
29 ДЕКАБРЯ 2021
Кирилл Мартынов: Ликвидацией Мемориала это государство превратило себя в вечного экзистенциального врага для всех, кто задумывался о том, что случилось со страной в 1930-е.
Принципиальная борьба с голой задницей
1 НОЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Когда, объясняя пытливым зарубежцам суть отечественной внутренней политики, главный начальник завел речь о «здоровом консерватизме», – «чур, меня, чур!», я возопил я внутренне. При этом вашего покорного слугу в силу возраста (увы, увы), образования и воспитания как раз и следует отнести к консерваторам (хочется верить, «здоровым»). Сознаюсь, у меня вызывает стойкое раздражение любое публичное обсуждение проблем, которые я отношу к интимной сфере. Причем это касается не только чьих-то гомосексуальных отношений и ориентации, но, не смейтесь, и гетеросексуальных тоже. 
В СМИ
1 НОЯБРЯ 2021
«Новая газета»: В целях защиты сакральных городских видов в России начали сажать…