Цензура
06 июня 2020 г.
Псковские работники театра написали коллективный донос
15 АПРЕЛЯ 2015, АЛЕНА СОЛНЦЕВА

Работники Псковского академического театра написали министру культуры РФ Владимиру Мединскому коллективный донос. Они обращают внимание министра, только что разобравшегося с «неправильной» оперой в Новосибирске, на готовящуюся к выпуску постановку документальной пьесы про современных псковичей, в которой зрители услышат нецензурную брань, увидят обнаженных пьющих женщин в бане и злого «царя-карлика». Авторы письма рассказывают, что «идея пьесы понятна и замечательна — документальная пьеса о современных псковичах, материал для которой в многочисленных интервью собирают вместе со столичным режиссером сами актеры». «Но в итоге сама пьеса вдруг превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение "современного искусства", ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях». Сегодня министр должен встретиться с авторами доноса.

Подоплеку происходящих событий "Ежедневному журналу" разъясняет культурный обозреватель Алена СОЛНЦЕВА:

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Власть дала определённый сигнал. Люди у нас зачастую очень простые и настроены как дети в детском саду, которым воспитательница говорит: дети, так поступать нехорошо, кто будет так делать — тех мы будем наказывать, а тем, кто будет сообщать об этом, мы будем давать конфетку. Тут происходит ровно такая же история.

Проблемы, связанные со столкновением нового и современного со старым, вне зависимости от качества, должны решаться внутри общества. Можно ссориться, протестовать, устраивать забастовки. Но в данном случае речь идёт не столько об эстетическом конфликте части трупы с режиссёром, хотя такие расхождения там тоже имеют место, сколько о наличии простого механизма. Достаточно пожаловаться — и тут же получаешь решение.

Роль управляющего органа, Министерства культуры, в этой ситуации должна, в идеале, сводиться к разъяснению того, что такие конфликты — внутреннее дело театра. Решайте сами, внутри коллектива, или со зрителем, какие у него предпочтения. Но у нас сегодня другое направление, все эстетические разногласия решаются «наверху», в Москве. Феодальная система зарождается сегодня во всех сферах, в том числе и в этой.

За 20 лет, прошедших с конца советской власти, произошла очень странная вещь. В 80-е годы образованная часть российского общества была настроена достаточно революционно, во всех смыслах. Считалось правильным и модным поддерживать авторское начало, эксперимент, искать новизну. Но случившаяся потом резкая модернизация и слом сознания привели к тому, что для многих людей традиционная культура стала спасительным убежищем. Люди стали искать в искусстве не способ справиться с вызовами времени, а укрытие от своих невзгод, от того, что они не могут приспособиться к быстро меняющейся жизни, не справляются с дискомфортом, который эта жизнь у них вызывает. Потому что при всех проблемах, отсутствии поощрения для малого бизнеса и несовершенстве законов инициативность ценилась в то время больше, чем инертная исполнительность, при этом правила менялись очень быстро.

Существует целый комплекс резких изменений, которые приводят к тому, что люди начинают ощущать беспокойство, из-за чего сама культура воспринимается иначе. Кажется, что музей, театр — сфера, в которой не надо ничего менять, пусть там всё останется, как есть. Это святое, это отличает нас от страшной новой действительности, от расплодившихся воров и жуликов. Мы хотим спокойного наслаждения, прийти на концерт, а там Чайковский нота в ноту, в музей — а там картины, которые мы знаем, Васнецов и Репин. Всё понятное и знакомое. Не нужно менять правила хотя бы здесь — это настроение распространилось за последние годы.

Подобные настроения были всегда, потому что для восприятия нового искусства нужны другие мозги. Надо долго работать с молодым человеком, приучать его к восприятию, объяснять ему законы, по которым существует нынешний мир, — это всё очень взаимосвязано. Людей, которые это понимают, немного даже среди профессионалов, потому что у нас была устаревшая школа, плохие педагоги, мало связи с мировыми процессами. В результате тренд «успокойте меня консервативно» существует сегодня даже в большей степени, чем 20 лет назад.

На фото: Псковский театр драмы имени А.С.Пушкина. ТАСС/ Евгений Орлов














  • Дмитрий Орешкин: Алексей Анатольевич постепенно из лидера буржуазного протеста деградирует в лидера пролетарского протеста. А для этого у него нет никаких ресурсов.

  • "Эхо Москвы": Сотрудники «Ведомостей» опубликовали колонку с критикой политики исполняющего обязанности главного редактора Андрея Шмарова. 

  • татьяна долматова: В очередной, "стопятисотый" раз "творческая элита" "теряет" Навального.

    Помню, как всей шоблой они его "теряли" в 2013 году на мэрской кампании. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Гельман предрек Навальному политическую смерть
24 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший четверг Александр Гольц на страницах «ЕЖа» на примере скандала с газетой «Ведомости» вполне подробно и убедительно описал нам новый этап в борьбе со свободой слова в любезном отечестве. И я согласен с каждым тезисом, и к этому разговору мне добавить решительно нечего. Но… Надо сказать, я немало удивился, когда прочел зажигательный и гиперэмоциональный текст Алексея Навального, посвященный бывшему (или еще не бывшему?) владельцу «Ведомостей» Демьяну Кудрявцеву. А потом я прочел текст Марата Гельмана, посвященный тексту Алексея Навального о Демьяне Кудрявцеве, и тоже удивился. Но уже не так сильно.
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2020
Дмитрий Орешкин: Алексей Анатольевич постепенно из лидера буржуазного протеста деградирует в лидера пролетарского протеста. А для этого у него нет никаких ресурсов.
В СМИ
24 АПРЕЛЯ 2020
"Эхо Москвы": Сотрудники «Ведомостей» опубликовали колонку с критикой политики исполняющего обязанности главного редактора Андрея Шмарова. 
В блогах
24 АПРЕЛЯ 2020
татьяна долматова: В очередной, "стопятисотый" раз "творческая элита" "теряет" Навального. Помню, как всей шоблой они его "теряли" в 2013 году на мэрской кампании. 
Война с зеркалами
23 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Клоун, назначенный исполнять обязанности главного редактора «Ведомостей», отдал устный приказ сотрудникам не ссылаться на опросы Левада-Центра и не публиковать больше критики по поводу обнуления президентских сроков. При этом он предельно честно сообщил, что таково указание, поступившее ему из Администрации президента. Лидер отечественной оппозиции Алексей Навальный немедленно обвинил бывшего владельца «Ведомостей» Демьяна Кудрявцева в том, что он коварно продал газету не тем людям и предал тем самым высокие идеалы. Навальному тут же ответил Марат Гельман, который стал сетовать, что тот не объединяет демократически настроенных людей, а создает свою персональную секту.
Прямая речь
23 АПРЕЛЯ 2020
Андрей Колесников: Они в панике. Они не понимают... как управлять теми социальными слоями, которые до пандемии считались лояльными власти. Леонид Гозман: Хотя эти читатели и немногочисленны, они влиятельны.
В СМИ
23 АПРЕЛЯ 2020
"Медиазона": Новый главред «Ведомостей» запретил критиковать поправки в Конституцию и ссылаться на опросы «Левада‑центра».
В блогах
23 АПРЕЛЯ 2020
Julia Bushueva: Сам факт разрушения репутации "Ведомостей" убивает. Так долго создавать эту репутацию, драться за нее, и даже местами страдать. А тут приходит некто вытирает о самое ценное... свои говнотопы.
Прямая речь
25 МАРТА 2020
Леонид Гозман: ...закроет ли он «Эхо Москвы» или нет? Это всё-таки главный бриллиант в короне «Газпром-медиа». И если не закроет, то можно предположить две вещи. 
Зачем меняют девочек в медийном борделе?
25 МАРТА 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На фоне «идеального шторма» — нарастающей пандемии и обвала экономики — сравнительно незаметно произошли серьезные кадровые перемены в сфере медиа, которые в иное время были бы в центре общественного внимания. Александр Жаров перешел из Роскомнадзора в руководство «Газпром-медиа». Ему на смену пришел Андрей Липов, служивший до этого начальником управления АП по развитию информационно-коммуникационных технологий. Один из наиболее ярких фактов в биографии Андрея Юрьевича – кураторство закона о «суверенном интернете», подписанном Путиным 1.05.2019. Так что цензурное ведомство по-прежнему в надежных руках.