КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеУмер Михаил Угаров

2 АПРЕЛЯ 2018 г. АЛЕНА СОЛНЦЕВА

ТАСС

Михаил Угаров — очень важная фигура для российской культуры, наверное, одна из самых важных. Мы ещё не понимаем значения его деятельности, которая делится для меня на несколько важных составляющих. Во-первых, Михаил Угаров был замечательным писателем и драматургом. Люди не очень его прочли, но теперь нужно будет, наверное, собрать его книгу, пьесы и прозу, это станет важной задачей для культурного сообщества. Во-вторых, он был режиссёром, снимал кино. Его фильм «Братья Че», снятый не так давно, — один из примеров. Кроме того, он написал сценарий для фильма «Рагин» по прозе Чехова и снимал его вместе с Кириллом Серебренниковым.

Он был замечательным театральным драматургом, сам писал пьесы, а потом стал театральным режиссёром и ставил спектакли. Причём сначала он занимался поисками нового театрального языка и новой формы, а в последнее время занимался «политическими» спектаклями, театром с активной гражданской позицией. Он пытался, через театральную форму, найти способ донести до публики эмоциональную правду о времени. И это очень важно.

Наконец, он был замечательным теоретиком нового театра и новой, современной драмы. Он пытался находить и формулировать новые методики обучения, для того чтобы перестроить привычный взгляд, потому что кроме всего прочего он был театральным педагогом, а это очень важно. Современное искусство, в отличие от искусства классического, не нормативное, оно требует индивидуального подхода и поэтому колоссального авторского напряжения для любого, кто им занимается. К сожалению, люди не всегда могут найти в себе силы для поиска, им кажется, что если они повторят какие-то внешние приёмы, создадут «инверсивный» театр или нечто подобное, то будет отлично.

Но Угаров всегда считал, что театр — это способ мыслить, и чтобы мыслить честно, надо делать большие усилия. Поэтому он тратил много сил, чтобы изменить привычный ход мысли, убрать очень удобную подставку в виде культурных привычек и кодов. Он пытался, что безумно трудно, войти в контакт с новой информацией. Он называл это «охотой на нового зверя» и говорил, что «мы умеем ставить силки на лисиц и кабанов, но про нового зверя не знаем, летает он или ползает». Он считал, что художник всегда должен быть ориентирован на этого «нового зверя», потому что тогда рождается новая форма, неожиданность и в мир приходит новая истина. Но надо быть начеку, потому что приходит она ненадолго: если она оказывается яркой и интересной, то к ней быстро привыкают и начинают, используя ее, мыслить шаблонно, а надо искать новое. Художник вынужден всё время находиться в напряжении, так как его задача — находить что-то новое и неожиданное.

Вот примерно театральное кредо Угарова, и он сумел за свою, как выяснилось, увы, недолгую жизнь создать школу. Люди, которые вышли из «Театра.DOC», — это лучшее, что есть в нашем театральном, кино-, телевизионно-драматургическом мире. И хотя все пошли своими путями, корень их именно там, в «Театре.DOC». Миша был «интеллектуальным продюсером» этого замечательного образования вместе с Еленой Греминой, которая была организатором, душой и здравым смыслом. В их тандеме, важном именно как тандем, Миша был человеком, постоянно и дерзко транслирующим новые смыслы и приёма. Их совместная работа, воспитавшая целю плеяду людей, — чрезвычайно важная вещь для нашего времени. Как всегда, все слова приходят поздно, мне очень жаль, что я не могу всё это сказать Мише лично, ему было бы приятно узнать, что его дело считают важным.

Фото: Россия. Москва. 11 марта. Режиссер Михаил Угаров во время показа спектакля "Дневники Майдана", представленного в рамках внеконкурсной программы "Новая пьеса" фестиваля "Золотая маска" в театре документальной пьесы Театр.doc. Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин

Версия для печати