Самоуправление
15 октября 2024 г.
Эстония без коррупции

ТАСС

Эстонские чиновники боятся обвинения в коррупции, как огня. Настолько, что опасаются менять машины и продолжают ездить на старых, одряхлевших, обслуживание которых становится все дороже. Опасаются – и правильно делают: СМИ в Эстонии не дремлют. Стоит даже президентскому автомобилю превысить допустимую скорость – и это тут же становится известно всей стране. Во всемирном рейтинге свободы прессы Эстония стоит на 10 месте (на 1-м – Финляндия, Россия – на 152-м). При том, что как такового закона о СМИ в Эстонии нет. Есть Этический кодекс журналистики, разработанный Ассоциацией Союза журналистов Эстонии. И есть Совет по телерадиовещанию, в который входит по одному человеку от каждой парламентской партии.

На отсутствие свободы слова журналисты не жалуются. Их тревожит другая проблема – окупаемость печатных и сетевых изданий. Чтобы поддерживать уровень продаж, остается самый простой путь – добавлять в публикации некоторую долю желтизны. И если часть журналистов такое заигрывание с публикой не смущает – другие видят в этом профессиональную деформацию. Однако уж что-что, но борьбу с коррупцией все эстонские СМИ освещают дружно – и «по-желтому», и «по-белому», и по-эстонски, и по-русски.

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией. К этой дате в 2017 году многие эстонские издания (из русскоязычных – мощный информационный портал Sputnik) на разные лады вспоминали крупнейшие коррупционные скандалы, сотрясавшие страну за последнюю пару лет. Особенно не везет Таллиннскому порту (Tallina Sadam). Первые дела о взятках в этой госкомпании расследовались еще в 90-х годах. Видимо, в каждой стране есть такие непотопляемые люди, которые, оставаясь на руководящих должностях, годами умудряются совершать коррупционные преступления и выходить сухими из воды. В Эстонии таким «героем» стала женщина – Рут Мартин. В 1994 году она была министром путей сообщения и связи, а ее близкий друг Энн Сарап возглавлял как раз Таллиннский порт. Вдобавок Рут владела еще и небольшой частной компанией. Парочка придумала схему, по которой порт заказывал у этой компании услуги, — и государственные деньги рекой текли в карманы Рут и Энна. При этом Рут Мартин неоднократно увольняли из министерства за подделку документов, но она умудрялась восстанавливаться на работе через суд. В итоге против Энна Сарапа было возбуждено уголовное дело по факту причинения ущерба государству, но он так и не был осужден. А Рут в 2002 году даже стала советником нового министра путей сообщения.

Сейчас эти коррупционные динозавры отошли от дел, но им на смену в том же Таллиннском порту пришли новые. В 2016 году по делу о коррупции в этой госкомпании проходили 13 человек – руководители компании, бизнесмены и представители различных госучреждений. Речь шла о взятках на общую сумму более 4-х миллионов евро, 3 из них – это откаты при заказах на производство паромов. В результате реальные тюремные сроки получили 2 фигуранта. Сроки небольшие – до 5-ти лет лишения свободы, плюс – обязанность вернуть взятку в казну.

Но не только Таллиннский порт явился местом коррупционного соблазна. Еще не закрыты дела по обвинению в получении взяток вице-мэров Тарту. А бывший сотрудник Полиции безопасности Индрек Пыдер уже отбывает свой срок. Он получал взятки от русскоязычных бизнесменов за приостановку или отмену аннуляции видов на жительство самих предпринимателей и членов их семей.

Однако, как видим, скандалов, хотя и громких, немного, а осужденных – и вовсе единицы. Потому что с коррупцией в Эстонии реально борются – и имеют впечатляющие результаты. В ежегодном рейтинге по уровню восприятия коррупции от Transparancy International Эстония занимает 21 место из 180-ти (Литва – 38-е, Латвия – 40-е, Россия – 145-е). Сами эстонцы, кстати, самокритично считают, что ситуация с коррупцией в стране далека от идеальной. За прошлый год на всю страну было зарегистрировано около 500 дел о взятках – чаще мелких, но, тем не менее, у сознательных граждан это вызывает беспокойство. А приличное место в рейтинге они объясняют успешной и последовательной интеграцией с Европой.

Еще в 2000 году парламент Эстонии ратифицировал Европейскую конвенцию по уголовной и административной ответственности за коррупцию, и эта конвенция стала для страны путеводной звездой. В 2003 году была создана парламентская комиссия по борьбе с коррупцией, в которую входит по одному представителю от каждой партии. В обязанности этой комиссии входят проверки любых обращений (в том числе от частных лиц и групп граждан) по поводу подозрений в коррупции, а также проверки налоговых деклараций чиновников всех уровней вплоть до высших должностных лиц. А с 2007 года функционирует организация (НКО) «Эстония без коррупции» — представитель Transparency International. Возглавляет ее неутомимый Эркка Яаккола — он-то и считает, что до победного конца в этой борьбе еще далеко.

По данным «Эстонии без коррупции» наибольшую тревогу вызывают точки техосмотра автомобилей – здесь фиксируется 11% случаев вымогания взятки (от общего числа всех контактов граждан со службами техосмотра). На втором месте медицинские учреждения – 9%. На третьем полиция – 8%. Далее идут детские сады, школы и университет – по 5%. Это мы говорим о вымогательстве. Но тут же отмечается, что дают взятку лишь четверть из всех, кому это было в той или иной форме предложено. Видимо, свою роль играет просветительская и пропагандистская работа. Среди населения Эстонии настойчиво проводится мысль (в том числе и силами СМИ), что участие в коррупционной сделке есть форма девиантного поведения (!!). То есть, если ты готов давать или брать взятки – ты просто ненормальный.

На правительственном уровне антикоррупционную политику проводит министерство юстиции. А в каждом министерстве имеется ответственное лицо, которое координирует эту политику по своему ведомству. Разработана генеральная стратегия по борьбе с коррупций до 2030 года. Первый и самый главный пункт этой стратегии – тотальная цифровизация.

 Эстонцы первыми в Европе ввели у себя электронную модель государства, которая напрочь меняет схему взаимоотношений граждан с чиновниками. Непосредственного личного контакта между ними теперь нет вообще – все общение происходит исключительно в электронном виде. Как тут не вспомнить Южную Корею? Две такие разные страны пошли одним путем, чтобы исключить соблазн взяток, и получили схожий позитивный результат.

 Программа компьютеризации и информатизации органов государственной власти так и называется – «Электронное государство». Она начала реализовываться постепенно – с 2000 года (в Южной Корее, кстати, тогда же). На первых порах главной задачей было прийти ко всеобщей компьютерной грамотности и обеспечить всем без исключения гражданам (население Эстонии – 1 млн. 300 тысяч человек) доступ в интернет. С этой целью был запущен оригинальный проект «Прыжок тигра» («Тигрихюпе») — программа по инвестированию в новую цифровую жизнь — в технологии и обучение. Что касается обучения – упор справедливо делался на школьников и людей после 60-ти. Для последних в библиотеках по месту жительства был открыт свободный доступ к компьютерам и появилась возможность пройти бесплатные компьютерные курсы. А для школьников ввели обязательные уроки информатики во всех классах, начиная с 1-го. В нынешнем году выпускники 9 классов впервые сдавали экзамен по этой науке.

 Ну, а взрослые люди осваивали новую реальность самостоятельно (и запускали яркие стартапы – например, мало кто знает, что программа Skype родилась в Эстонии). В результате сегодня Эстония является одним из мировых лидеров по уровню доступа населения к интернету. Что и позволяет на полную катушку использовать электронную систему eGov. В этой системе представлены все госслужбы: реестр народонаселения, реестр недвижимости, земельный кадастр, налоговый департамент, больничная касса, реестр пенсионных страхований – и даже система электронного голосования. Да-да! В 2007 году Эстония стала первой в мире страной, в которой избиратели получили возможность голосовать через интернет на парламентских выборах. И, кстати, финансирование партий тоже отражено в сети – кто (компания или частное лицо) и сколько жертвует на партию и ее участие в выборах.

Итак, все государственные службы стали прозрачны. Гражданин имеет возможность запросить любую услугу, получить любую справку, а также информацию о судьбе своего запроса или жалобы и проследить движение документа в реальном времени – для этого он должен лишь поставить в своем запросе электронную подпись, которая считывается при подключении его ID-карты к карт-ридеру. А ID-карта имеется у каждого жителя страны – без нее он, как без рук. Не говоря уже о контактах с госорганами, только с ID-картой можно открыть счет в банке или даже взять книгу в библиотеке. Приезжий человек (например, студент) оформляет карту временного резидента – temporary residence permit, которая открывает ему те же возможности.

 Всеобщая компьютерная грамотность перевернула не только представление о способах общения человека с государством, включая контроль снизу вверх и исключая банальную взятку. Вслед за госорганами для граждан полностью открылись и органы самоуправления. Появилась электронная инфосистема, которая так и называется – «Прозрачные самоуправления». Условная Ингрид узнаёт теперь о движении очереди в детский сад для своей дочки не со слов заведующей садиком (которая может намекнуть на взятку) – она видит количество мест и в этом, и в соседнем саду на специальном портале, получает реальную информацию и свободна принимать решение. То же относится и к коллективным тратам, например, по перепланировке многоквартирных домов – прозрачность финансовых данных исключает воровство со стороны управляющих, каждый житель может видеть движение и использование своих кровных средств.

 С другой стороны, сами самоуправления имеют право подавать в электронном виде коллективные иски в суд – по защите групповых интересов. Предположим, в случае, если от местных властей не было получено разрешение на строительство – незаконно, как считает домовая община. Движение иска и решение по нему так же будет вывешено в сети на всеобщее обозрение.

 Болевой коррупционной точкой являлось здравоохранение, но поправляется и оно. В больнице нет мест, на плановую операцию очередь — а если посмотреть в интернете? Врач вряд ли рискнет попросить у вас взятку — поостережется вашей осведомленности. Тем более что место может найтись в больнице соседнего городка. А еще один плюс цифровизации в медицине — гражданин имеет возможность в реальном времени отследить судьбу своих страховых выплат: куда и на что они ушли.

Неужели все так просто? Всеобщая компьютерная грамотность плюс прозрачность со стороны управленцев – и стране обеспечено приличное место в антикоррупционном рейтинге? Да, именно так. Потому что коррупция может процветать только в государстве невежд, где плохо образованные граждане не подозревают о своих возможностях и правах.


Фото: Эстония. 09.10.1999. В стране пущена в обращение новая купюра достоинством в 100 крон. Изменился внешний вид и добавлена дополнительная голографическая защита от подделки. Также будет заменена и самая крупная купюра, достоинством 500 крон. С июня 1992 года, это уже третья замена крупных денежных знаков. В обращении существуют купюры достоинством 1,2,5,10,25,50,100 и 500 крон. Постепенно идет вывод из обращения купюр достоинством в 1 крону и замена их на монету. На снимке: новая купюра (сверху) и старая. Фото Сергея Степанова/ТАСС.














  • Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.

  • Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.

  • Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Россия, равняйсь, смирно!
27 ОКТЯБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Закон Клишаса-Крашенинникова вводит во всех уголках России ручное управление из Кремля и ликвидирует федерацию. Татарстан против, Якутия сомневается, остальные покорно молчат. В связи с очередной инициативой сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова вспомнилась пожилая советская шутка про то, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека. Дуэты, слипшиеся в восприятии в единый организм. Пат-Паташон, Зиновьев-Каменев, теперь вот — Клишас-Крашенинников. Можно, не читая новый закон этого дуэта, с уверенностью утверждать, что это будет очередная гадость. Но прочитать все-таки стоит. Потому что это гадость особенная.
Прямая речь
27 ОКТЯБРЯ 2021
Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.
В СМИ
27 ОКТЯБРЯ 2021
Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.
В блогах
27 ОКТЯБРЯ 2021
Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.
Британская система местного управления
11 ФЕВРАЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Англосаксонская система местного управления, получившая заметное распространение в современном мире, возникла в Великобритании. Ее распространение является прямым следствием существования британской колониальной империи и территориально совпадает с границами этой империи в период ее расцвета. Однако — как и в случае с романской системой — правовые схемы колонизаторов плохо прижились в традиционных обществах Азии и Африки. Поэтому говорить всерьез о существовании англосаксонской системы можно лишь по отношению к странам, повторившим британский или американский путь развития: от индустриального общества — к обществу потребления, от традиционного или раздробленного общества — к современному демократическому государству.
Пример реформы полиции в Грузии
19 НОЯБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Грузия совсем недавно считалась синонимом коррупции, кавказского кумовства и милицейского беспредела, ассоциировалась с грузинскими ОПГ и ворами в законе. В этой стране часть преступного мира влилась в полицию, а сама полиция срослась с профессиональными криминальными группировками, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками. Уровень доверия полиции в Грузии был одним из самых низких в мире — 5% в 2003 году. Пришло время реформ. В августе 2004 года в один день в Грузии были уволены все 15 тыс. сотрудников дорожной инспекции — немало для страны с населением 4,5 млн человек. ГАИ как одна из самых коррумпированных государственных служб была ликвидирована. Три месяца ситуацию на дорогах Грузии не контролировал никто. И ничего страшного не случилось, более того, грузины говорят, что страна ощутила колоссальное облегчение.
Органы местного самоуправления в Лондоне
3 СЕНТЯБРЯ 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Лондон — столица Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, страны, где действует англосаксонская модель МСУ, город-миллионник, город с районным делением. В Лондоне после реформы 1986 г., которая ввела одноуровневую систему МСУ в метрополитенских округах (аналог наших муниципальных районов), был ликвидирован Совет большого Лондона, и город управлялся советами 32 районов города и корпорацией Лондонского сити. 
Система управления Парижем
26 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Париж — столица Франции, где распространена континентальная модель МСУ с сильным государственным контролем (наполеоновская модель), город-миллионник с районным делением. Париж является одновременно муниципалитетом и департаментом (департамент Сены), а также входит в регион Большого Парижа. В городе имеется двухзвенный аппарат управления: политические и административные органы. Районы города являются субъектами МСУ, но с ограниченными правами, так же, как в Берлине и Гамбурге. Хотя во Франции работает континентальная модель, а в Германии смешанная, системы управления их столиц очень похожи, что свидетельствует об устойчивости и эффективности такого управления. 
Местное самоуправление в Нью-Йорке
15 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Как устроена система МСУ в крупных американских городах? Деятельность органов МСУ в США, так же как и в Германии, регулируется законами штатов, причем работает англосаксонская модель, т.е. используется принцип позитивного регулирования. Основным правовым документом является городская Хартия (аналог нашего устава МО), принимаемая в качестве закона штата. Рассмотрим популярную в США Модельную хартию города. Конкретные американские города берут из этого документа то, что подходит их условиям, и закрепляют в своих хартиях. 
Эстония без бедных
10 АВГУСТА 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Эстония – не самая богатая страна. По данным МВФ, в 2017-м году доля ВВП на душу населения составляла в стране 19 тыс.349 долларов – 41-е место в рейтинге. Для сравнения: в Норвегии – 72тыс.046 (3-е место), в США – 58тыс.952 (7-е место), в России – 8тыс.664 (72-место). То есть, если бы страна была человеком, ее достаток можно было бы назвать очень среднимем. Тем не менее, этот средний достаток при рачительном использовании позволяет Эстонии заботиться обо всех категориях своих граждан (а также не-граждан) – о детях, в том числе сиротах и тяжело больных, об их родителях, о бедных, безработных, о молодых и пожилых, об эстонцах и русских. Система начисления социальных пособий – арифметически достаточно сложная, вдобавок – постоянно меняется и совершенствуется, и о ней мы поговорим ниже. Для начала интересней другое – что заставляет государство при сравнительно скромных доходах распределять эти доходы так, чтобы никто не оставался обиженным?