Церковь и государство
20 февраля 2020 г.
Зачем Путину нужна Киево-Печерская лавра
3 АВГУСТА 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАССРоссийско-украинский церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая 31.07.2018 на телеканале «Прямой», глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра — чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана, то лавра — и одна, и вторая — будут переданы украинской церкви», — объяснил патриарх Филарет.

Ответ патриарху Филарету от имени Украинской православной церкви Московского патриархата дал пресс-секретарь этой организации Василий Анисимов: «Филарет, отлученный от церкви за многочисленные церковные преступления, может распоряжаться только той собственностью, которую они, раскольники, сами создали — например, храм где-то построили». «Заявления Филарета совершенно абсурдны и нелепы с юридической точки зрения», — сообщил Анисимов, и в доказательство прав Московской патриархии на недвижимость в Киеве прибегнул к аналогиям: «Каждая собственность имеет свою историю, это юридический термин, и все прекрасно знают, что если ваш дом отобрали, а вас заселили, то этот дом потом будет возвращен вашему сыну, но никак не всем желающим его получить. И при чем вообще здесь автокефалия?».

Автокефалия здесь, несомненно, еще как при чем, поскольку, если рассматривать Киево-Печерскую лавру не только как православную святыню и объект культурного наследия, а как недвижимость, то она находится в собственности государства Украины, которое вправе своей собственностью распоряжаться, в том числе, и передавать ее в пользование той или иной организации. И насчет истории Василий Семенович напрасно вспомнил, поскольку Киево-Печерская лавра была создана в 1051 году, а про городок Москов впервые мельком упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, то есть спустя почти столетие. Так что представителям Московского патриархата в этом споре о недвижимости историю лучше не трогать.

Что же касается получения автокефалии для Украинской православной церкви, то этот процесс оказался намного более долгим и трудным, чем ожидали власти Украины и, в частности, Петр Порошенко, который обещал верующим УПЦ Киевского патриархата томос об автокефалии ко дню 1030-летия крещения Руси. Вселенский патриарх Варфоломей, мужчина взрослый (78 лет) и тертый. С Москвой имеет сложные отношения, поскольку не раз занимал антимосковскую позицию и в ситуации с Эстонской православной церковью, и по отношению к милой сердцу Кремля концепции «Москва — третий Рим», которую Варфоломей обозвал «богословски несостоятельной». Но вдрызг рассориться с Гундяевым, а точнее, с Путиным Вселенский патриарх явно не намерен. Так что вожделенного томоса об автокефалии в ближайшее время Украине ждать не приходится.

К тому же опыт вербовки у Путина большой, и мастерство это у него с годами растет. Процесс шрёдеризация элит вполне успешно внедряется и в церковную среду. Весь мир наблюдал за дружеской беседой Путина и патриарха Александрийского и всея Африки ФеодораII во время крестного хода на праздновании 1030-летия крещения Руси. После чего ФеодорII заявил в интервью РИА Новости, что «Александрийский патриархат согласен с мнением РПЦ о том, что политическому давлению нельзя поддаваться». И добавил: «Когда разделяются государства, а потом и Церковь — это неправильно». И тут же рассказал о своей любви к России, вспомнил, как он более 30 лет назад, еще во времена СССР, служил экзархом в Одессе. Правда, почему-то заявил, что это была Россия…

Судя по опросам социологов службыSOCIS,за автокефалию Украинской православной церкви выступают 31,7% граждан Украины, против — 20,7%, 18,8% ничего об этом не знают, остальные затруднились с ответом. Украина, в отличие от России, не авторитарное государство, и единства мнений здесь нет и не будет. Поэтому у украинских политиков в отношении церковной войны непростой выбор. Поскольку ее продолжение не сулит быстрой победы, а сдавать полностью «церковный фронт» тоже нельзя.

Для Путина эта церковная война в любом случае выгодна. При ее обострении он на полную мощность врубает свои информационные орудия, которые на весь мир будут орать об ущемлении прав верующих бандеровским режимом. В случае если Киев отступит, в Украине будет нарастать влияние гундяевской пятой колонны.

В идеале европейский выбор Украины должен был бы сопровождаться усилением светского характера государства и постепенным уменьшением влияния любой церкви на общество. К сожалению, в условиях войны процесс секуляризации общества тормозится, так что на российско-украинском церковном фронте в ближайшем будущем перемен не ожидается.

Фото: Ukraine. Kiev 28.07.2018. Christianization of Kievan Rus 1030th Anniversary. Serg Glovny\Zuma\TASS












  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Яркая фигура церковного постмодерна
27 ЯНВАРЯ 2020 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В Москве в относительно молодом возрасте (на 52 году жизни) умер протоиерей Всеволод Чаплин — знаковая фигура церковного сообщества. Уход о. Всеволода Чаплина знаменует собой окончательный переход церковного бытия из состояния постмодерна в пост-постмодернистскую ситуацию, где «сурово насупленных бровей» и «совка» хватает, а вот искрометной игры, в которой участвовал протоиерей, уже нет.
Религия под ударом либерализма
16 ДЕКАБРЯ 2019 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
В конце прошлой недели Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), Конференция европейских церквей (КЕЦ) и факультет религии и теологии Университета Амстердама провели в культурном центре «Покровские ворота» совместную конференцию на тему «Религия и либерализм». Тему для России тем более важную, как подчеркнул в своем вступительном слове директор ББИ Алексей Бодров, что слово «либерализм» многими у нас воспринимается как антитеза религии. Между тем, либерализм не противоречит религии. Важно только понимать, о каком либерализме идет речь.
Русский экзархат вошел в Московскую патриархию
8 НОЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
3 ноября патриарх Кирилл вручил главе Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе, так называемого Русского экзархата, грамоту о восстановлении единства с Русской православной церковью. Церемония состоялась во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя. Русский экзархат возник на базе приходов, образованных эмигрантами в Париже после революции 1917 года, и канонически оформился на рубеже 1920-1930 годов. До последнего времени он оставался отдельной своеобразной юрисдикцией в составе Константинопольского патриархата.
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.