Авторы

СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК


Никогда не собиралась стать журналистом. На журфак МГУ попала случайно, не пройдя по конкурсу в Институт стран Азии и Африки. Родители абитуриентов женского пола устроили скандал, поскольку в институт тогда взяли какое-то ничтожно малое число девушек — которых там и завсегда не жаловали, — и напуганное руководство предпочло распихать нескольких человек с приличными баллами по другим факультетам. Так я закончила в 1977 году редакторское отделение журфака и пошла работать в очень маленький, очень кулуарный, очень дружный и очень любимый филологами-зарубежниками журнальчик «Современная художественная литература за рубежом», который издавала Библиотека иностранной литературы. Выучила венгерский язык, отвечала за разделы венгерской и скандинавской литературы, переводила прозу. Там получила свои первые (и последние) идеологические уроки, несмотря на то что журнальчик, ввиду своей малости, был неподцензурным и позволял себе вольности по тем временам почти невообразимые: например, упоминал имя Набокова и едва ли не первым опубликовал рецензию на его роман. Так вот приносит мне как-то автор рецензию на венгерскую книгу, где все герои невыносимо страдают от тягот бытия: все как-то в их жизни не так, и всем-то они недовольны. Я, наивная душа, рецензию прочитываю, подправляю какие-то несообразности и отдаю дальше по инстанциям. Через некоторое время меня вызывает замглавного, сама известный переводчик румынской литературы Ирина Федоровна Огородникова, и строго говорит: «Что же это у вас, Света, герои так мучаются?» «Так это не у меня, это у автора», — робко возражаю я. «Не может такого быть, Светлана, — не менее сурово продолжает Ирина Федоровна, — чтобы в социалистической Венгрии, — тут она понимающе смотрит на меня, — люди так страдали». Я уныло бреду восвояси, совершенно не понимая, что теперь делать с этой рецензией: не могу же я переписывать сюжет… Жалуюсь своим коллегам, на что они благодушно ухмыляются и успокаивают меня: «Ну, эка невидаль, сейчас мы из всех твоих страдальцев сделаем мещан и обывателей». Что и происходит буквально на моих глазах. С началом перестройки журнал поменял свое название на более, как нам казалось, громкое «Диапазон», но это не спасло его от медленного угасания. Типографии и бумага стремительно дорожали, библиотеке все труднее становилось находить деньги на издание, поиски спонсоров успехом не увенчались — спонсоры не очень понимали, для чего нужны литературно-критические журналы, — да и литература как-то перестала всех интересовать: вокруг кипели страсти совсем не литературные. Какое-то время мы боролись, придумывали новые рубрики. Я взялась за религиозную, и даже первый номер с религиозной подборкой был собран — но так и не увидел свет. Деньги кончились совсем. Так в 1996 году я пришла редактором в журнал «Итоги», в команду не менее сплоченную, так начала писать. Все на ту же религиозную тему, поскольку в России появилось нечто совершенно новое — религиозная жизнь, со своей средой, вернее разными средами, своими проблемами, самыми разными полюсами интересов, и со временем эта жизнь становится только напряженнее. Поэтому я продолжаю писать и в общем-то делаю это с удовольствием, хотя сказать, что почувствовала себя журналистом, так и не могу.

Другие заметки автора

[1 ИЮНЯ 2022] Ценности нашего общества
[7 ЯНВАРЯ 2021] Итоги года. К алтарю брассом
[6 ОКТЯБРЯ 2020] Отцу Георгию Кочеткову — 70 лет!
[5 МАРТА 2020] Государство наращивает давление. Центр «СОВА» представил ежегодный доклад о реализации свободы совести в России
[6 ЯНВАРЯ 2020] Церковь раздора
[16 ДЕКАБРЯ 2019] Религия под ударом либерализма
[23 СЕНТЯБРЯ 2019] Дошли до края
[14 ЯНВАРЯ 2019] Политическое богословие: между правами человека и божественным оправданием
[7 ЯНВАРЯ 2019] Итоги года. РПЦ без УПЦ, но с трофейным оружием
[10 ДЕКАБРЯ 2018] Хирург, архиепископ, святой
[25 ОКТЯБРЯ 2018] Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
[3 АВГУСТА 2018] Три мифа о заговоре
[1 МАРТА 2018] Центр «СОВА»: В обществе возникает все больше вопросов, связанных с вторжением государства в сферу выражения мнения
[7 ЯНВАРЯ 2018] Итоги года. Церковь в путах политтехнологии
[18 ДЕКАБРЯ 2017] Радикалы на вынос
[29 НОЯБРЯ 2017] Новое дело врачей
[30 ОКТЯБРЯ 2017] Волны памяти
[2 ОКТЯБРЯ 2017] Радикализм в православии, или Христианство без Христа
[27 ИЮЛЯ 2017] Церковь о революции. Исследование медиадискурса
[14 ИЮНЯ 2017] И мощи, и немощи
[15 МАЯ 2017] Православные в Европе мало молятся, редко ходят в церковь, но верят в «сильную Россию» и Московского патриарха
[24 АПРЕЛЯ 2017] За что гонят Свидетелей Иеговы
[20 АПРЕЛЯ 2017] Преображенское братство дало старт Акции национального покаяния
[13 АПРЕЛЯ 2017] «Группы смерти»: снаружи и изнутри, или Как конструируется опасность
[29 МАРТА 2017] Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году
[12 ФЕВРАЛЯ 2017] Долой светлое прошлое! Да здравствует человеческое будущее!
[7 ЯНВАРЯ 2017] Итоги года. Церковь больше не гражданская сила
[26 ДЕКАБРЯ 2016] Ударим теологической экспертизой по свободе совести!
[19 ДЕКАБРЯ 2016] От пророка Иеремии до Александры Бруштейн. В Библейско-богословском институте прошли XXI Андреевские чтения
[4 ДЕКАБРЯ 2016] В Свято-Филаретовском институте отчитались за прошедший учебный год
[30 ИЮНЯ 2016] Антитеррористический законопроект: путь к отказу от гражданской и религиозной свободы?
[18 МАРТА 2016] На круги своя
[7 ЯНВАРЯ 2016] Итоги года. Русская православная церковь в 2015 году
[25 ДЕКАБРЯ 2015] Протоиерей Чаплин отставлен от руководства обществом
[19 ОКТЯБРЯ 2015] Теологический десант
[12 АВГУСТА 2015] Святая бунтарка
[29 ИЮЛЯ 2015] Операция «Святой Владимир»
[11 ИЮНЯ 2015] Украина: православие против православия
[27 МАЯ 2015] В РПЦ решили зайти со стороны семейных основ
[10 АПРЕЛЯ 2015] С расширением курса Основы религиозных культур и светской этики решено повременить
[27 МАРТА 2015] Как нужно писать о самоубийствах. И нужно ли
[25 МАРТА 2015] Русский марш: Затишье перед бурей?
[22 ЯНВАРЯ 2015] Наш ответ Левиафану
[7 ЯНВАРЯ 2015] Итоги года. РПЦ: посреднические услуги на возмездной основе
[12 ДЕКАБРЯ 2014] У Русской православной церкви готов учебник для мигрантов
[15 НОЯБРЯ 2014] Итоги недели. Русский? Можешь быть литовцем
[10 ОКТЯБРЯ 2014] Действовать без надежды на скорый успех
[2 ОКТЯБРЯ 2014] Россия — не Украина: современные акценты национализма