- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

Мы, члены Русского ПЕН-Центра, требуем признания несостоятельными итогов следствия, проведенного в отношении украинской военнослужащей Надежды Савченко, и суда, в результате которого прокуратура РФ потребовала для нее жестокого, несправедливого и неправосудного наказания. Мы требуем прекращения преследования Надежды Савченко по политическим мотивам: она должна быть признана военнопленной и включена в процесс обмена военнопленными, в соответствии с Минскими соглашениями, подписанными Россией в феврале 2015 года.
Практически каждый хоть раз в жизни вплотную сталкивался с человеком, который, механически усвоив какой-то набор штампов, в принципе не способен отказаться от них, даже под воздействием логики и неопровержимых фактов. Таких людей на Руси называли начетчиками. Начетчик непобедим в споре. В средневековой Руси начетчики-иосифляне в церковных спорах регулярно побивали склонных к логике нестяжателей и нацеленных на реформаторство представителей ереси жидовствующих. Позднее привычных к начетничеству старообрядцев никто не мог переспорить, а тем более переубедить. Приходилось казнить, скопом жечь заживо, объявлять еретиками, в дальнейшем вытеснять на обочину общественной жизни.
Обращаемся к вам с призывом предпринять решительные действия ради немедленного и безусловного освобождения Надежды Савченко, 34-летней гражданки Украины, похищенной и более 20 месяцев находящейся в плену в Российской Федерации. Российская власть попирает гражданские права, международное право и конституцию собственного государства, насмехается над международной общественностью и пренебрегает Минскими соглашениями. Все усилия, до сего момента предпринимавшиеся международной общественностью, оказались тщетными. Протестуя против действия российского судопроизводства, Надежда Савченко объявила сухую голодовку. Спасение Надежды Савченко — это тест на эффективность международной дипломатии и на нашу преданность европейским ценностям.
Первая реакция на подобные сообщения обычно такая: они там с ума сошли, что ли? Вторая реакция примирительная: впрочем, мы же и так в дурдоме живем. Идея наградить полицейских, обезвредивших пресловутую няню, вызвала обе эти стандартные реакции. И, конечно, параллели с награжденными за Беслан, за «Норд-Ост» и за все наши прочие трагедии — подчас совершенно позорные. Про то, что полицейские испугались и чуть ли не врассыпную убегали от няни с отрезанной головой, сообщили мгновенно, едва история попала в медийное пространство. Как и кого тут награждать? Но штука в том, что наградить кого-то действительно можно.
В этом году участвовать в конкурсе могут произведения научно-популярного жанра, написанные на русском языке, объемом не менее пяти авторских листов, ставящие своей задачей просвещение неспециализированного читателя в гуманитарной, научной, технической областях, находящиеся в первичной (не букинистической) продаже, вне зависимости от даты издания. К рассмотрению принимаются печатные и электронные книги, а также рукописи, находящиеся в процессе издания на стадии макета. Рукописи рассматриваются только по заявкам издательств. Научные монографии, школьные и вузовские учебники и пособия, журналы, а также биографии и мемуары на конкурс не принимаются. Каждая книга может быть заявлена к участию в премии только один раз вне зависимости от того, была ли она предоставлена в качестве макета рукописи или в качестве изданной книги.
Скандал вокруг докторской диссертации Кирилла Александрова о власовском движении возобновил дискуссию о том, что в российской истории есть трудные вопросы, к которым лучше не прикасаться. А если и делать это, то осторожно и тактично, чтобы никого не обидеть и себя не подставить. А то можно нарваться на уголовное дело, которое потребуют возбудить обеспокоенные общественники. На самом деле многие вопросы, которые в современной России считаются трудными и относятся не к конкретным историческим проблемам, а к общим подходам к исследованию, таковыми не являются. На них можно дать простые ответы, основанные на моральных принципах и здравом смысле.
Судьбу России в ХХ веке во многом определили три крупные фигуры: Ленин, Сталин, Горбачев. Помня об отсутствии в истории сослагательного наклонения, нельзя не признать, что в какие-то переломные моменты именно крупные личности делают выбор и запускают тот или иной вариант исторического процесса. Ленин в основном задумал и сконструировал тоталитарный античеловеческий режим, в котором не было места свободе. Сталин этот чудовищный конструкт привязал к российской местности, немного «допилил» вручную и воплотил в жизнь. Горбачев этот режим разрушил и выпустил обитателей барака на свободу.






