- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

Пятнадцать миллионов посмотрело фильм «Он вам не Димон» и увидело то, что и раньше знало. Системная коррупция, роскошь власть имущих в сравнении с нищетой учителей, рабочих, офисного планктона, которым не хватает денег даже на пропитание семьи. Какие мысли должны возникнуть у думающей части россиян?Коррупция — причина наших бед? Нет, всего лишь симптом. Причина — болезнь общества, выраженная в его столетней отсталости, в неспособности контролировать власть, в холопском отношении к бюрократии. Если провести аналогию, то Россия — сифилитик в запущенной стадии болезни. Нос сгнил, на коже кровавые раны. Коррупция пронизывает все общество.

День 4 апреля 2017 года Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич провели одинаково напряженно, в трудах и заботах о подведомственном населении, но, поскольку населения в России пока еще много, они решили между собой его поделить. Владимир Владимирович взял на себя заботу о людях больших и богатых, тех, которых взялись последнее время обижать недруги — те, которых Владимир Владимирович деликатно называет «наши западные коллеги». Так вот, чтобы защитить больших и богатых россиян, Владимир Владимирович подписал закон, разрешающий бизнесменам, попавшим под санкции «наших западных коллег», не платить налоги в России и не отчитываться о доходах.

Так получилось, что я тоже стал писать о протестах 26 марта, но текст как-то провалился в текучку дел, а затем на него наслоились известные события —сначала удивительный выход народа к Кремлю 2апреля (хотя кто его звал туда — так и осталось непонятно), потом теракт 3 апреля в питерском метро, который, естественно, мгновенно и необратимо переформатировал всю повестку. Поэтому имеет смысл сейчас не повторять быстро устаревающие апрельские тезисы, а посмотреть, что удалось угадать и от чего пришлось отказаться.

Умные люди с усталыми лицами сегодня говорят: «Давайте отбросим доморощенную конспирологию и будем рассматривать только реальные версии». Понятно, о чем речь. О причастности российских спецслужб к террористическому акту в питерском метро, который унес четырнадцать жизней. Жертв могло быть и больше — к счастью, не сработало второе взрывное устройство. Так вот, моя фейсбучная френд-лента полна прямых обвинений в адрес российских властей. Тотальное недоверие — так сегодня можно охарактеризовать отношение огромного числа граждан России к политическому руководству страны. Велик соблазн начать следующий абзац со слов «я далек от мысли, что российская власть может иметь отношение»…

Сразу после акций протеста Путин отменил свою ежегодную «прямую линию» общения с подведомственной популяцией. Некоторым догадливым людям пришла в голову мысль объединить эти два события и даже увидеть причинно-следственную связь. Догадливые были немедленно поставлены на место путинским пресс-секретарем Дмитрием Песковым, который резонно заявил, что версия о том, что Путин мог отменить (перенести) свою «прямую линию» из-за протестов, абсурдна. В действительности, пояснил Песков, причина исключительно в графике президента. Нет в этом графике окошка для общения с популяцией. Куда важнее, например, продемонстрировать всему миру свою морозоустойчивость, прогулявшись в кепочке по Земле Франца-Иосифа.

О том, что на 2 апреля «готовятся провокации», взбудораженная общественность заговорила еще тогда, когда в отделах полиции находились задержанные за «гулянья» по центру столицы 26 марта. Причем, что в данном конкретном контексте может означать термин «провокация», никто особенно не задумывался. Если представить себе, что власть намеренно провоцирует людей на очередной раунд противостояния, чтобы выявить и нейтрализовать лидеров и наиболее ярких «протестантов», то все последующие ее шаги, предпринятые на той неделе, в эту логику никак не укладываются. Потому что все последние дни нас безустанно отговаривали от резких телодвижений...

– Кто у нас реально организует выборы? Избирательные комиссии?
– У них для этого нет собственных ресурсов.Организовать такое мероприятие, как выборы, сложно. А самое главное — у комиссий нет личной заинтересованности в их результатах. Чтобы имитировать демократию, нужны более сильные игроки. Губернаторы. А Чуров или его сменщица, их люди – не более чем пиарщики. Их роль – выступать по телевизору. А если вам что-то не нравится в путинских избирательных комиссиях, обращайтесь в его суд. Там вам покажут, насколько такие обращения бессмысленны…

– Почему Россию называют «сверхпрезидентской» республикой?
– Потому что Конституция предоставляет президенту слишком много прав. Он имеет право издавать указы, имеющие силу закона. В обычной президентской республике этого нет. У него большие полномочия в сфере бюджетной политики, которая в большинстве президентских республик находится в полной компетенции парламента. Он может распускать парламент, что принципиально расходится с принципом разделения властей. При этом парламент почти полностью лишен контрольных функций. Говорят, что он не президент, а «царь всея Руси».

О мертвых принято говорить либо хорошее, либо молчать. Но ведь Евтушенко не просто известный автор, человек. Он символ целой эпохи. А о символах говорить можно и нужно, даже если слова кого-то заденут. Двадцать семь последних лет, с 1990 года, поэт провел в США. Раскрученный литератор был частью советской пропаганды, о чем, собственно, не раз говорил Иосиф Бродский. И когда СССР не стало, он просто свалил, ввинтился в другую реальность.

Навальный вывел на улицы молодежь, а она, в свою очередь, разбудила творческую интеллигенцию. Даже Познер проснулся, недовольно выглянул в окно, поморщился и сказал, что ему это не нравится. Причем не нравится все: и Навальный, и то, что делает власть. Одним из наиболее резонансных событий после акции 26.03.17 стало выступление нескольких известных кинематографистов во время 30-й церемонии вручения национальной премии Академии кинематографических искусств «Ника», где лауреаты премии Сокуров, Митта, Красовский, Коренева и Манский высказались в поддержку политических заключенных и в защиту людей, задержанных во время воскресных акций протеста.