- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

После выборочного просмотра в течение минувшей недели нескольких программ российского телевидения и нескольких номеров российских газет я попробовал подвести содержание всего просмотренного-прочитанного под некий общий знаменатель, убрав из этого знаменателя сугубо пропагандистскую составляющую. То, что «Крымнаш», «Путинопятьвсесделалправильно» и «Обамачмо», — это понятно. А что еще? Какой мировоззренческий посыл несут наши СМИ аудитории? Ответ на этот вопрос получился пугающим.

Кто бы сомневался, что после публикации колонки «Последняя битва с Диваном» последует ответ. И он немедленно прилетел. Как от одного из самых стойких защитников Дивана, так и от представителя «либеральной тусовки», вольготно расположившейся как на диванных подушках, так и вокруг этого героического предмета мебели. Статья Александра Рыклина так и называлась: «Оборона дивана до последней подушки». Прежде чем перейти к содержательному анализу этой достойной публикации, необходимо устранить одно важное для меня недоразумение.

Из провала во времени к нам просочился или, вернее, телепортировался отряд красноармейцев ГПУ-НКВД. Сдернутые с полей гражданской войны, продразверстки, подавления Кронштадтского мятежа и разгрома банды Антонова, они пришли за… Пионтковским. Пионтковского, правда, не застали. Колумнист, не будь дураком, заблаговременно сдернулся сам в другую сторону. Оттого красноармейцы терлись у входа редакции «Эхо Москвы», сворачивали самокрутки из старых газет и мрачно наблюдали, как уполномоченный в кожанке перетрясал белье и носки Венедиктова.

Это каждый раз так в нынешней России. Месяцами, годами читаешь-слушаешь разных умных людей, соглашаешься – не соглашаешься, бывает - ответишь, бывает -промолчишь… Но границы адекватных комментариев и комментаторов вполне зримы и установлены не вчера. Вот и живем внутри этих границ, а наружу выглядываем лишь затем, чтобы в очередной раз убедиться – ничего путного, заслуживающего внимания там нет. А если вдруг появляется, то мы это путное быстро затаскиваем внутрь и объясняем правила игры… А потом приходят выборы…

Конечно, лично я давно известен заинтересованной публике как упорный сторонник и пропагандист бездеятельного, пассивного уклонения граждан от какой-либо полезной и эффективной гражданской деятельности. Именно я — последовательный адепт лежания обывателя на диване, чьим всеподавляющим действием публицист Игорь Яковенко недавно объяснил тотальные неудачи российского либерализма. Поэтому я совсем не удивился, когда гнев публициста оказался направлен именно на мою вредную, всех вокруг демобилизующую персону.


Подведены итоги первого этапа распределения президентских грантов для некоммерческих организаций. Всего на кону 4,6 миллиарда рублей, которые будут выданы по итогам четырех этапов конкурса. На первом этапе распределены 1,5 миллиарда. Больше всех, как обычно, получили религиозные организации, прямо или опосредованно связанные с РПЦ. Тут есть некоторый конфликт со статьей 14 Конституции РФ, в которой утверждается, что Россия — светское государство, от которого религиозные организации отделены.

Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват… Впрочем, игра, в которую с общественностью играет глава российского государства, не вполне похожа на классические «прятки». Потому что в путинской версии народной забавы прячется он один, а ищут все. Последний раз Владимир Владимирович надолго исчезал чуть больше года назад. Тогда он не появлялся на людях восемь дней. Каждый раз особый драматизм путинским уходам из публичного пространства придает их неожиданность. Обозреватели задаются резонным вопросом: если причина не в здоровье президента, то почему ломаются все графики и отменяются заранее спланированные и объявленные мероприятия?

Виктор Краснов из Ставрополя попал под суд за высказывание «Бога нет», написанное в ходе дискуссии в сети «ВКонтакте». Пытаюсь вспомнить: а в атеистическом Советском Союзе могли ли засудить за фразу «Бог есть»? Создать неприятности могли: отчислить из вуза, выгнать с престижной работы. Но чтобы за исповедание веры под суд попасть, нужно было, по крайней мере, воскресную школу открыть или в подпольной типографии Евангелие отпечатать. За такую деятельность сидели в те времена баптисты, адвентисты, пятидесятники да и священников в списках политзаключенных было немало. Но чтобы за подобное высказывание в дискуссии посадили верующего по доносу атеиста — такого вспомнить не могу.

Российское государство планомерно загоняет религию в резервацию. Путинский секуляризм оглядывается на практику СССР, где религиозная жизнь строго регламентировалась и фактически сводилась к «отправлению культа». «Закон Яровой», который предусматривает введение в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» главы «Миссионерская деятельность», еще один шажок в эту сторону.