КОММЕНТАРИИ
6 ЯНВАРЯ 2016, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Итак, КНДР, скорее всего, обзавелась теперь и водородной бомбой. Подтверждением победных реляций тамошнего телевидения стало еще землетрясение силою 5 баллов, зафиксированное в районе северокорейского ядерного полигона, который находится всего в 200 километрах от российской границы.

Нельзя сказать, что произошедшее явилось таким уж сюрпризом для мирового сообщества. Главный северокорейский начальник Ким Чен Ын еще месяц назад сообщил, что обладает термоядерным оружием. При этом власти КНДР игнорируют призывы утихомирить свои ядерные амбиции. Замечу, призывы эти регулярно звучат не только от проклятых империалистов, но также и от России с Китаем, которые периодически подкармливают северокорейский режим. Ким Чен Ын все эти призывы благополучно игнорирует.

Весь прошлый год для ФСБ, как и для других российских силовых ведомств, прошел под знаком #крымнаш и военного конфликта на Донбассе. Прежде всего это выразилось в припадке шпиономании. Kоличество шпионских дел достигло рекордной отметки за последние 10 лет: по официальным данным, в 2015 году за госизмену только в Москве арестовали двадцать человек. В 2014 году по этой статье были осуждены пятнадцать россиян. Обычно шпионские дела не привлекают большого внимания, но случай Светланы Давыдовой, многодетной матери из Вязьмы, под воздействием эмоционального порыва позвонившей в посольство Украины и оказавшейся за это в Лефортовской тюрьме, возмутил многих.

5 января 2016 г. Европейский суд по правам человека в Страссбурге (ЕСПЧ) огласил решение по делу Е.Фрумкина против Российской Федерации. Дело – рядовое для «болотной»: задержанный 6 мая 2012 г. на площади Евгений Фрумкин получил 15 суток административного ареста по нашей «любимой» ст. 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Проиграв все суды в России (кто бы сомневался!), он обратился с жалобой в ЕСПЧ, которую поддерживали в суде юристы ПЦ «Мемориал». И выиграл дело. ЕСПЧ в своем решении обязал РФ выплатить Е.Фрумкину компенсацию в размере 25 тысяч евро. И указал на многочисленные нарушения в ходе судов в России: нарушение права на защиту (ну, зачем нашим судам вызывать свидетелей, когда заранее им все понятно?), необъективное разбирательство только на основании полицейских рапортов (знакомо, не так ли?), необоснованность задержания (а кто упомнит обоснованные?) и так далее, и тому подобное...

6 ЯНВАРЯ 2016, ИННА БУЛКИНА

Прошлый, 2014 год, для Украины оказался революционным во всех смыслах и, безусловно, переломным. Мирная, стабильная, «братская» (как до сих пор любит говорить президент Путин) страна с «многовекторной» (как любил говорить президент Кучма) политикой в одночасье превратилась в военный лагерь, в государство с «проблемными» территориями и мобилизационной экономикой. В 2015-й Украина вступила с худшими за всю свою историю экономическими перспективами: в феврале началась реальная паника, и гривна перешагнула свой исторический предел: за доллар в ту зиму давали более 30 грн. Наверное, главным экономическим итогом 2015-го стал положительный прогноз по инфляции... 

5 ЯНВАРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В минувшем году я опрометчиво обещал в каждой «Медиафрении» сообщать о чем-то положительном в российском медийном пространстве. Получалось не всегда, а иногда эти хорошие новости выглядели, прямо скажем, несколько вымученными и натужными. Но вот под конец года «Новая газета» напомнила о действительно замечательном событии, о подлинном украшении российской журналистики. Публикация «И кстати о погоде» от 25.12.2015 Марины Токаревой посвящена новосибирской журналистке Марии Лондон, которую «Новая» назвала «человеком года». Если коротко охарактеризовать то, что делает в новосибирском эфире эта женщина, то это аналитика Пионтковского, приправленная сарказмом Шендеровича, и спрессованная в 3,5 минутный еженедельный эфир.

5 ЯНВАРЯ 2016, ЕВГЕНИЯ ХОДОРОВА

В Петербурге — событие не рядовое, но знаковое. В смысле, для сегодняшнего дня знаковое, причем разом по нескольким пунктам. Здесь закрывают, точнее, просто-напросто вышвыривают на улицу, в никуда Центр толерантности, он же Информационно-культурный корчаковский центр. Быть может, в прессе мелькающий не так уж и часто, однако дело свое делающий честно и достойно. Он воспитывал, просвещал, учил, причем преимущественно молодежь — школьников и студентов. А признаемся честно — оно нам вообще-то сегодня нужно? Не конкретно вам, читающему эти строки, а в масштабе страны? Праздный вопрос. Ответ на него ясен, как солнечный полдень. И не будем заморачиваться с поисками причин. Они тоже абсолютно прозрачны.

Один из главных итогов года уходящего — выросший выше неба уровень цинизма. То есть врут в глаза, нагло улыбаются и передергивают плечиком, когда их ловят на вранье. Глава Ростуризма говорит о том, что отдых на море навязан стереотипами, и вилла на Сейшелах тому подтверждение. Фигуранты расследования по «делу Чаек», оказывается, давно потеряли документы. Кто-то подделал и пользуется. Президент страны на голубом глазу говорит, что мы не начинали войну с Украиной… Никто из иностранцев никогда не рвался усыновлять российских больных детей… Впрочем, шедевр — это, конечно, «за достаточно долгий период моей работы можно было заметить, что я бережно отношусь к людям»… Особенно это заметили те, которые на «Курске», в «Норд-Осте»…

4 ЯНВАРЯ 2016, НИКИТА КРИВОШЕИН

Похмельный галлюциноз? Дешевый сюрреализм? Нет, просто праздничные будни Пятой республики. В самую пору вопросить: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» — забытая картина забытого Пюви де Шаванна. В городе Монпелье, где худо-бедно бытует «дружба народов» (хотя и при массовых эпизодах сожжения автомобилей в каждую новогоднюю ночь и частых пригородных беспорядках), дней десять тому спецслужбы провели обыск у одной юной пары. Она — местная, принявшая ислам через амур. Он — северо-африканец, рожденный во Франции. У обоих интернет-контакты с фанатиками, потому их и посетила полиция.

4 ЯНВАРЯ 2016, АНТОН ОРЕХЪ


Для нашего спорта год получился скверным. Верный признак: если народ говорит о спорте, значит, в спорте дела плохи. Потому что страна у нас — неспортивная, болельщиков в общей массе мало, а интересуется народ спортом, только когда Олимпиада или чемпионаты мира и Европы по футболу. Или если какой-то скандал. В этом году таких глобальных турниров не было, а про спорт говорили. Значит — скандал. Скандалов было два. ФИФА и допинг. История про ФИФА показывает, что мы в своем безобразии, жульничестве и воровстве отнюдь не уникальны. Что подобное возможно где угодно — даже в планетарном масштабе. Но когда видишь всё это именно в планетарном масштабе, как бы со стороны, еще лучше понимаешь принципы, на основании которых эта зараза живет и процветает.

Прошлый, 2014 год, я комментировал фактически в режиме он-лайн. Начавшийся ложной «оттепелью», громкими освобождениями политзаключенных перед сочинской Олимпиадой, он очень скоро обрушился в политическую катастрофу. Ошарашенный сообщениями о «вежливых людях» в Симферополе, я только и мог вымолвить очевидное: «Мы дорого за это заплатим». Очевидно это было — всем, кто хоть как-то способен соотносить ход вещей с уроками прошлого: Праги, Афгана...  Все, что случилось с тех пор — так или иначе, было почти неизбежно. То есть вилка вариантов, конечно, имелась (и мы реализуем — пока — не самый катастрофический), но по сути дела: сказавши «а», Путин обрек себя на «б» — и далее по алфавиту.