- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

Похоже, помимо слов sputnik и pogrom наша страна в ближайшее время подарит миру еще одно слово — revanshism. Именно этим словом на только что прошедшей в Таллине конференции имени первого эстонского президента Леннарта Мери, ежегодном форуме, посвященном самым актуальным международным проблемам, описывали попытки Владимира Путина вернуть России статус великой державы. Замечательные российские успехи в Крыму и на Донбассе сделали Россию главной темой конференции.

Михаил Касьянов и Владимир Кара-Мурза (младший) передали в Конгресс США перечень лиц, которыми следует пополнить «список Магнитского», поскольку эти персонажи принимали непосредственное участие в травле Бориса Немцова, что и привело к его гибели. В переданном в Конгресс «списке Немцова» восемь сотрудников российских медиа: Олег Добродеев, Владимир Кулистиков, Дмитрий Киселев, Аркадий Мамонтов, Константин Семин, Владимир Соловьев, Андрей Караулов и Алексей Пушков. Вероятность того, что Конгресс США поддержит инициативу руководства партии РПР – Парнас, довольно велика. Кроме того, после того как «список Немцова» будет поддержан американцами, он отправится в Европу, которая тоже, возможно, закроет свои двери перед этой восьмеркой пропагандистов.

На фоне вполне себе кафкианских новостей, которые в последнее время обрушиваются на взъерошенную голову уже совершенно обалдевшего российского обывателя с регулярностью электрички, иногда все же попадаются и важные, и содержательные. Те, что позволяют хоть как-то оценить происходящее окрест. Уходящая неделя исключением не стала. Но начнем все же с абсурда. Хотя нынче уже и не разберешь, что тут абсурд, а что — норма и закономерность. С неба звездочка упала прямо милому в штаны… Ну, слава Богу, не все так ужасно. От падения ракеты в Архангельской области никто не пострадал. Пока, по крайней мере. МЧС уверенно заявляет, что топливо данного летательного аппарата не вреднее слезы невинного младенца.

Мнения, конечно, могут быть разные. Тем более «особые мнения». Но там, где речь идет о цифрах, мнения отступают на второй план. Если у кого-то есть свое особое мнение, что дважды два будет шесть, ну, в крайнем случае, пять, то этот человек интересен для психиатров, ну, в крайнем случае, для педагогов. В студенческие годы я проходил практику в одной московской психиатрической больнице. Там был такой очень тихий пациент, который утверждал, что всем в мире управляет некая мировая закулиса, принимающая иногда образ злобного крокодила, облучающего хороших людей специальными невидимыми лучами. Несчастный считал себя хорошим человеком и потому безнадежно облученным. Он был абсолютно убежден в своей правоте, и с ним никто не спорил. Ну, такое особое мнение у человека, чего спорить?

Недавно в ВШЭ в рамках очередного раунда Международной конференции «Пути России» обсуждали такую, не побоимся этого слова, свежую тему как… «холодная война». Сказали много правильного и много же ожидаемого. Отметили, как она возникла, когда… Как это плохо, что сегодня есть нечто похожее на нее… И, кажется, нашлись еще и такие, кто ни в какую «холодную войну-2» не верил. Да кто-то еще, наверное, по традиции продолжал размышлять, можно ли в ней России победить, улучшая, например, имидж страны. Но в последнем я лично не уверен, все-таки люди были более-менее адекватные все.

Публицистическая премия «ПолитПросвет» вышла на финишную прямую. 22 апреля на пресс-конференции в Москве были названы имена тех, кто попал в шорт-лист. В номинации «Публицистика» в короткий список вошли Кирилл Мартынов, Константин Эггерт и Михаил Ямпольский. В номинации «Аналитика» в числе претендентов оказались Владислав Иноземцев, Владимир Пастухов и Екатерина Шульман. Выбор именно этих финалистов, честно говоря, немного удивляет. Почему в шорт-лист не попали такие «тяжеловесы», как Игорь Яковенко и Сергей Алексашенко?..

Эти славные ребята все пытаются показать нам, что плывут с народом «в одной лодке», как выразился Дмитрий Анатольевич. Путин повелел переводить его зарплату в банк, попавший под санкции. Чисто герой! Не боится за сбережения, готов рискнуть. Даже не буду спрашивать, когда он в последний раз ходил с этой зарплатой в магазин. Потом путинскую зарплату вместе с медведевской и депутатской сократили на 10%. И депутаты-бюрократы по всей стране взяли под козырек — они тоже с народом. Не буду напоминать о том, как депутатский оклад вырос со 165 до 398 тысяч рублей. Не считая всех прочих благ, которые достаются не за деньги или по ценам из коммунистических мечтаний (см. меню в столовой Госдумы).

Апрельское сообщение В.В. Путина о достигнутых успехах, временных трудностях и необходимости сплотиться, чтобы выстоять и победить, органично вписывается в контекст его недавней встречи с работниками ФСБ. Там, если помните, он поведал чекистам, что за минувший год Родина с их помощью разоблачила более 300 шпионов. Налицо существенный прогресс, хотя до лучших образцов еще далеко. Максим Горький на собрании, посвященном пуску Беломорканала, помнится, говорил им со слезой умиления и восторга: «Черти вы драповые! Вы же сами не знаете, что сделали!». Те в ответ опускали очи и ковыряли паркет ботиночком, исподволь приглядываясь к слишком разговорчивому дедушке. Все-то они прекрасно знали.

Есть в нашей стране традиция всех, кто нам не нравится, называть фашистами. «Разоблачив» после убийства Кирова в 1934 году сначала «троцкистско-зиновьевский центр», а затем и «троцкистско-бухаринскую банду шпионов и убийц», советская пропаганда обязательно называла их «кровавыми наемниками фашизма». После того как Компартия Югославии отказалась подчиняться Сталину, советская пресса не писала о Югославии иначе, как о «антикоммунистическом режиме фашистского типа», а власть в «братской» стране получила наименование «кровавой клики Тито-Ранковича». Это так, между прочим, о двух героях войны с фашизмом, об Иосипе Броз Тито, награжденном орденом Победы, и об Александре Ранковиче, награжденном орденами Суворова и Кутузова, оба первой степени.

Поразительно, как угрюмо встретила Россия известие о декоммунизации в Украине. Речь не об официальных лицах из правительства и Госдумы — этим по должности положено исходить ядовитой слюной при любых известиях о прощании с советским прошлым. Но и в либеральных кругах отношение к закону о декоммунизации равнодушно-настороженное, кислое, а то и осуждающее. Никто добрым словом не обмолвился о том, что Украина рвет со своим окаянным советским прошлым. И с нашим, кстати, тоже. Нашим советским прошлым и нашим просоветским настоящим. Это зависть к успеху соседней страны? Недоверие? Подсознательная боязнь перемен?