- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

Марш маршу рознь. Шествие 1 марта не было похоже на предыдущие. Не было легкомысленного гуляния под оппозиционными лозунгами. Не было веселого удовольствия от того, что «мы все вместе» и «нас так много». А если и было, то не выплескивалось наружу как главное завоевание протестного движения. Главными оказались жизнь и смерть. За два дня, прошедшие с момента убийства Бориса Немцова, люди, не отучившиеся в путинской России думать и чувствовать, кажется, ясно ощутили: оппозиции противостоит в лице власти не просто иная политическая сила, а откровенный враг свободы, закона и самой жизни.

Заявление Международного общества «Мемориал»
В ночь с 27 на 28 февраля 2015 года в центре Москвы, в сотне метров от Кремля, застрелен Борис Немцов. Это – политическое убийство. В последние годы и месяцы власть России и служащие ей средства массовой информации создали атмосферу ненависти к любому инакомыслию. Государственная пропаганда не только «высвечивает», подобно прожектору, мишень для убийц, но и создает у них ощущение безнаказанности. Оппозиционных и просто независимых общественных и политических активистов называют вражескими агентами, по сути объявляя их «разрешенной целью». Так, на 1 марта на канале НТВ был объявлен показ очередной серии «Анатомии протеста», где Борису Немцову отведена роль одного из главных «врагов».

Я писал тут давеча по поводу Надежды Савченко аж Путину. Письмо было коллективное, и повод такой, что не до гордости и подробностей стиля, — пришлось обращаться к адресату «г-н президент». Не помогло. Должен самокритично признать, что я ошибался, предполагая после ущербных Минских соглашений, что Савченко — дорогой заложник, за которого Кремль будет отдельно что-то выторговывать у Запада... Кажется, все еще хуже. Никакого хитрого плана у Путина нет, есть лихость обколотого фартом и хорошо вооруженного отморозка, который уже нарушил все что можно и не намерен останавливаться. Тем более что полицейские, призванные его свинтить, не могут толком выстрелить даже в воздух.

Искать здесь любые неполитические мотивы просто нечестно, а может быть, и оскорбительно по отношению к покойному Борису Ефимовичу. Он был человеком, известным своей кристальной честностью и бескорыстностью. В течение долгого времени он руководил крупным регионом, был первым вице-премьером, и никак на этом не нажился, что в контексте наших традиций, как давних, так и новейших, совершенно исключительно. Поэтому искать какие-то хвосты, связанные с бизнесом и криминальными разборками, просто нелепо, так же как и с личными делами.

«У меня с Советской властью вышли... эстетические разногласия», — писал Андрей Синявский. Нечто подобное Борис Немцов мог бы сказать о своих отношениях с режимом, созданным Владимиром Путиным. Характер, натура Немцова таковы, что ни при каких обстоятельствах он не смог бы вписаться в чиновничью диктатуру, именуемую вертикалью власти. Основные черты этого характера — естественность и стремление к свободе. Немцов в принципе не способен притворяться. Вся его натура протестует против многочисленных мелочных регламентаций, того секретного кода, по которому чиновники безошибочно узнают своих.

Кремль сразу начал оправдываться. Главный мотив оправданий — это провокация, то есть нам это не выгодно, мы к убийству Немцова непричастны. Так же говорили они и после убийства Анны Политковской: ее смерть приносит нам неприятностей больше, чем ее жизнь. Они сразу пытаются отвести подозрения от себя. Политковскую убили в день рождения Владимира Путина, Немцова — в день рождение нового милитаристского праздника — День сил спецопераций. Отметили.

Несмотря на цензуру, 27% москвичей знают о марше "Весна" в Марьине. Требование марша прекратить войну с Украиной поддерживают 35%, и это несмотря на пропаганду войны; требование предать суду коррупционеров поддерживают 39%, и это несмотря на официальную защиту воров; 25% поддерживают перераспределение бюджетов в пользу регионов, и это несмотря на замалчивание этой проблемы; 20% поддерживают честные выборы с участием оппозиции и без цензуры в СМИ; 21% — против экспроприации пенсионных накоплений.
Значит, правильные у нас требования, и если хотим, чтобы они были выполнены, надо прийти! Марьино 1 марта станет центром настоящей Москвы!

Сегодня уже многие эксперты отмечают, что, пожалуй, нынче самая неподъемная, самая трудноразрешимая проблема России как важной части мировой цивилизации вовсе не правящий режим. Владимир Путин, даже если не будет свергнут, все равно в конце концов умрет. Причем, через временной отрезок с исторической точки зрения абсолютно ничтожный. А уход лидеров подобного типа в современном глобальном мире ведет за собой неминуемую трансформацию режима. Вопрос только в одном – в векторе этой трансформации. Все последние годы российская власть пытается убедить саму себя и окружающее человечество, что именно она является гарантом предотвращения всеобъемлющей катастрофы мирового масштаба. Система аргументации в двух словах сводится к следующему тезису – народы, обитающие в известных, но по-прежнему трудно обозримых пределах, принципиально отличаются от остальных на планете Земля.

Легче всего предсказать способы разрешения российского кризиса. Как ни странно, их немного. Загипнотизированные относительной стабильностью повседневной жизни, мы слабо распознаем, а чаще просто игнорируем признаки неустойчивого хаотического состояния, в котором находятся атомизированное российское общество и российская власть, проявляющая остатки результативности только в преступном обогащении и самообороне. Но, как гласят теоремы нелинейной динамики, сценариев перехода из хаоса в новый порядок всегда мало. Я вижу четыре среднесрочных сценария развития событий в России (интуитивно, а не на основании математических расчетов).

«Диссернет» продолжает рассказывать читателям «ЕЖа» о том, как устроен диссертационный бизнес в России. Нашими исследованиями было установлено, что плагиат (здесь и далее – не в смысле определений ст. 146 УК РФ, а в смысле определений «Методических указаний» ВАК) практически никогда не появляется благодаря нерадивости отдельно взятого соискателя. Мы доказали, что плагиат – явление системное, характерное для диссертационного совета, который превратился в фабрику изготовления липовых степеней. И практически всегда такая фабрика делегирует своего представителя в Экспертный совет ВАК, функция которого – принимать апелляции на деятельность диссертационных советов.