Храм вместо соловьев. Не все согласны
24 ИЮНЯ 2015, ОЛЬГА МЯЭОТС



Уже седьмой день жители Бабушкинского и Лосиноостровского районов дежурят в парке «Торфянка», где противозаконно пытаются начать строительство сначала временной часовни и дома причта, а затем — храмового комплекса на 500 прихожан. Протесты и митинги против строительства начались еще летом 2014 года. С тех пор с помощью партии «Яблоко» жителям удалось получить признание прокуратуры, что разрешение на застройку было выдано с нарушением закона: сведения об общественных слушаниях были откровенно сфальсифицированы, информации о них не было в местных СМИ, в частности в газете «Наша Лосинка», жители узнали о начале строительства совершенно случайно и сразу стали писать возмущенные письма в мэрию и префектуру СВАО, собирать подписи (их набралось больше 2 тысяч). Решение прокуратуры поддержал Мосгорсуд. Сейчас дело отправлено на новое рассмотрение в Бабушкинский районный суд. До вынесения окончательного вердикта строительство должно быть приостановлено. Однако 18 июня предполагаемый участок застройки огородили, поставили там крест, бытовку и туалет и попробовали завезти технику и стройматериалы. Когда сбежавшиеся жители преградили путь машинам своими телами, «оккупанты» стали копать землю лопатами, но, к счастью, быстро устали.

Жители волнуются недаром: храмовый комплекс, который предполагается возвести в парке «Торфянка» в рамках программы «Храм-200», вызвавшей уже многочисленные протесты по всей Москве, просто убьет крошечный парк.

Да, название у него неказистое, но за ним история. «Торфянка» появилась на месте подмосковных дач. В самом начале 1980-х дома тут снесли, район застроили, но не весь, остался лоскуток зелени, где до сих пор цветут и плодоносят старые яблони и груши, растут огромные сосны и ясени, есть свой небольшой пруд, который любят утки и рыбаки. В парке тихо: здесь нет никаких развлекательных аттракционов, кроме детских площадок, зато много птиц, и летом именно на поляне, отданной под храм, поют соловьи. Даже те, кто уехал из этого района, тепло вспоминают наш уникальный тихий парк, и многие, узнав о посягательствах на него, выражают нам поддержку.

В последние годы строительство храмов в Бабушкинском и Лосиноостровском районах идет повсеместно. Несмотря на протесты жителей, строятся церкви рядом с Юрловским проездом, возле Джамгаровского пруда — все в зеленых зонах. Совсем недалеко от парка «Торфянка», на улице Енисейской, есть прекрасный храм. И вообще в Северо-Восточном округе церквей не так уж мало — 64, больше, чем поликлиник, которых всего 28.

Но самое страшное, что протестующие столкнулись с агрессией. Могучие парни в черных рубашках или красных футболках с агрессивной символикой из организации «Сорок сороков» съезжаются в парк со всей Москвы и Подмосковья, и ведут себя крайне враждебно, чем настроили против себя даже тех жителей, которые были лояльны к стройке: никому не хочется иметь постоянный источник конфликта «в шаговой доступности». Один из лидеров группы, не стесняясь, говорит на камеру: «Вы проиграете, это не ваша страна, вы — бесы. Здесь будут православные храмы, и ни мечети, ни синагоги нам здесь не нужны». Но попытка стравить жителей на национальной почве не имела успеха, так сказать, не нашла в нашем мирном парке «почвы». 

Захватчики из «Сорока сороков» активно призывают своих сторонников на подмогу. В Москве их, видимо, не так много, поэтому едут из Подмосковья, из Владимира, Рязани. Появилась информация, что в ближайшее время ожидается приезд казаков, но пока массового рейда не было. Члены «Сорока сороков» поносят последними словами защитников парка. Они уже не только язычники и храмофобы, но и «бесовские силы» и даже — «грантоеды», агенты Госдепа. Мы боремся за парк, любимое место прогулок и детских игр, а наши противники старательно раздувают политические страсти.

Особо досталось местным владельцам собак. Их песики теперь причислены к «псам войны» Все это было бы смешно, если бы не разжигало конфликт и не стягивало в парк все больше и больше «борцов за ...». Да за все что угодно! Какое отношение эти заезжие люди имеют к московскому парку? Обстановка накаляется, нередки провокации, стычки между «защитниками» и протестующими местными жителями, которые как бы поделили парк пополам, но до сих пор полиции удавалось усмирять самых ретивых. В самые последние дни в районе появились листовки «Черной сотни», что, конечно, тоже не может не тревожить людей.

В парке разбит лагерь, который добровольцы, дежурящие днем и ночью, не покидали даже в самые страшные ливни. Школьники, молодые родители, бабушки и дедушки — беда объединила всех. И подстегнула творческую активность. На поляне были высажены новые деревца. Молодые мамы проводят тут физкультурные занятия для всех желающих. Кто-то приходит с аккордеоном. Над палаткой защитников парка в воскресенье было поднято «Знамя победы». Жители несут еду и складную мебель для тех, кто дежурит постоянно. Стоит прозвучать сигналу тревоги, и сбегаются соседи из ближайших домов. Иногда кажется, что ожили страницы книги «Тимур и его команда»: на «позывной сигнал общий» сбегаются все мальчишки.

Поддержку защитникам парка высказали их товарищи по несчастью их других районов Москвы, ведь протесты вспыхивают повсеместно. В переговоры с префектурой вступил Сергей Миронов, лидер партии «Яблоко». На площадке присутствуют и депутаты от КПРФ — если бы не их присутствие, вряд ли бы удалось удержать  тех, у кого чесались руки доказать свою правоту в бою.

Несомненно, конфликта можно и нужно было избежать: почему не выделить под храм другой участок, их в районе немало? Жители во всех своих обращениях  постоянно просили именно об этом — это не конфликт атеистов и верующих, не надо сталкивать людей.

На четверг в парке «Торфянка» назначен большой сход людей, не согласных со строительством храмового комплекса. Протест согласован и пройдет в формате встречи с депутатом. Хватит ли властям мудрости отменить собственное решение?

 




Фото: arthur-msk.livejournal.com












  • Протоиерей Максим Хижий: Здесь сложная дилемма: нельзя считать, что, находясь в церкви, ты не заболеешь, но и оставаться без причастия тоже негоже. Поэтому ведем себя как на подводной лодке...

  • Znak.com: Сергий призвал «выходить на улицу, не боясь полиции и Росгвардии, садить картошку», пока не настал голод. Он также заявил, что... «мирскую больницу ставят выше церкви, которая исцеляет все болезни».

  • Феодорит Сергей Сеньчуков: Не надо бить хвостом с криками "Монастыри - рассадники инфекции". Любые общежития - рассадники инфекции, просто об этом не говорят обычно.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Церковь в режиме самоизоляции
28 АПРЕЛЯ 2020 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Коронавирус катком идет по Русской православной церкви. Да, в других религиозных объединениях тоже болеют и умирают люди, но в силу многочисленности своей паствы именно РПЦ оказалась в наиболее уязвимой позиции. Особенно страдает клир. Новости напоминают сводку с фронта. Умерли епископ Железногорский и Льговский Вениамин, настоятель бывшего кафедрального Елоховского собора Александр Агейкин, сотни священнослужителей оказались в тяжелом состоянии в больницах, тысячи — в самоизоляции. Положительный тест у управделами патриархии митрополита Дионисия (Порубая), зампредседателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, митрополита Челябинского и Златоустовского Григория.
Прямая речь
28 АПРЕЛЯ 2020
Протоиерей Максим Хижий: Здесь сложная дилемма: нельзя считать, что, находясь в церкви, ты не заболеешь, но и оставаться без причастия тоже негоже. Поэтому ведем себя как на подводной лодке...
В СМИ
28 АПРЕЛЯ 2020
Znak.com: Сергий призвал «выходить на улицу, не боясь полиции и Росгвардии, садить картошку», пока не настал голод. Он также заявил, что... «мирскую больницу ставят выше церкви, которая исцеляет все болезни».
В блогах
28 АПРЕЛЯ 2020
Феодорит Сергей Сеньчуков: Не надо бить хвостом с криками "Монастыри - рассадники инфекции". Любые общежития - рассадники инфекции, просто об этом не говорят обычно.
«Боевое православие» на марше
27 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В который уж раз поражаюсь особой судьбе нашей необъятной Родины. Она почему-то обречена воплощать в реальности самые фантасмагорические антиутопии. Только что газеты и соцсети облетела новость: в строящемся в парке «Патриот» главном храме Вооруженных сил будет мозаичное панно, посвященное присоединению Крыма. А на нем — Владимир Путин со своими апостолами: Шойгу, Володиным, Матвиенко, а также секретарем Совбеза Патрушевым, директором ФСБ Бортниковым и начальником генштаба Герасимовым. А на другом — портрет товарища Сталина.
Прямая речь
27 АПРЕЛЯ 2020
Роман Лункин: В целом мировоззрение священнослужителей Русской Православной Церкви антисталинистское, причём это касается и либеральной части, и «срединной», самой многочисленной и консервативной.
В СМИ
27 АПРЕЛЯ 2020
"Ведомости": Эстетически сам храм выглядит монументальной пародией на академическое искусство, а его убранство – издевательством над российской историей и государственностью.
В блогах
27 АПРЕЛЯ 2020
Антон Долин: ЛОГИЧНО Чему все смеются и возмущаются? Кому молятся - того и изобразили: Путина, Патрушева и Сталина.
Государство наращивает давление. Центр «СОВА» представил ежегодный доклад о реализации свободы совести в России
5 МАРТА 2020 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
4 февраля в Славянском правовом центре состоялась презентация очередного ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА», посвященного проблемам реализации свободы совести в России в прошедшем году. Встреча началась с краткого вступления директора центра Александра Верховского, который отметил, что по-прежнему самой большой проблемой остается антиэкстремистское законодательство (ст. 2822 — «Организация и участие в деятельности экстремистской организации», и ст. 2823 — «Финансирование экстремистской деятельности»).
Яркая фигура церковного постмодерна
27 ЯНВАРЯ 2020 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В Москве в относительно молодом возрасте (на 52 году жизни) умер протоиерей Всеволод Чаплин — знаковая фигура церковного сообщества. Уход о. Всеволода Чаплина знаменует собой окончательный переход церковного бытия из состояния постмодерна в пост-постмодернистскую ситуацию, где «сурово насупленных бровей» и «совка» хватает, а вот искрометной игры, в которой участвовал протоиерей, уже нет.