Что делать?
18 апреля 2024 г.
Перенять опыт эффективной исполнительной власти
9 ЯНВАРЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Исполнительная власть — это та ветвь власти в демократических странах, с которой чаще всего имеют дело граждане. В России сегодня это единственная реальная власть. Этим объясняется важность повышения качества ее работы. Предстоит понять, что с учетом мирового опыта можно сделать, чтобы перейти от коррумпированной и малоквалифицированной российской бюрократии к бюрократии образованной, честной и ответственной, служащей своему народу, способной эффективно управлять страной, регионами, городами и поселениями? Даже если реформа госслужбы не представляется сегодня возможной по политическим причинам, надо понимать ее возможные варианты, их трудности и последствия. Придет время, и результаты такого исследования будут востребованы в России.

Исходные посылки

В современной глобальной экономике успех наций, конкурентоспособность стран определяется эффективностью общественных институтов (законов, правил, обычаев, неформальных практик и установок, стимулов, ограничений и наказаний). Именно институты определяют эффективность как рыночного, так и государственного регулирования. Корень проблем развития — в плохих институтах. Привычные, но неэффективные тормозят развитие, непривычные, но эффективные его ускоряют.

Прежде всего перед исследователями встает вопрос о критериях качества институтов: что значит плохие или хорошие, эффективные или неэффективные? Институт (например, прописанное в законе право чиновников принимать решение по своему усмотрению) может быть хорошим, т.е. выгодным для узкой социальной группы получателей административной ренты, и плохим — для податного сословия. Предлагается, в соответствии с демократической системой ценностей, исходить из долгосрочных интересов самых широких слоев населения. Они вполне корректно описываются Индексом человеческого развития (ИЧР), который базируется на трех показателях:

• средняя продолжительность жизни;

• ВВП на душу населения;

• уровень образования населения.

Сравнение стран по ИЧР, а также анализ влияния на ИЧР тех или иных институтов (там, где имеется необходимая информация) в принципе позволяет сделать выводы о качестве институтов. В ряде случаях качество институтов может быть оценено по другим объективным показателям.

В нашем исследовании предлагается из всей совокупности общественных институтов выделить для исследования институты исполнительной власти, т.е. институты, определяющие функционирование бюрократии и, как следствие, качество государственного управления.

Предлагаемые направления исследования опыта развитых стран

Каков порядок формирования органов исполнительной власти? Имеется ли в стране независимый институт отбора на госслужбу, наподобие британских комиссий по госслужбе?

Какова роль политической конкуренции при формировании органов исполнительной власти и контроле за их работой? Насколько эффективен парламентский контроль за органами исполнительной власти?

Как организован отбор кандидатов на госслужбу? Обязательны ли квалификационные экзамены, дипломы, степени? Как проводится последующая аттестация?

Как устанавливаются конкретные квалификационные требования к госслужащим на основе компетентностного подхода и в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций?

Как работает система повышения квалификации и непрерывного образования госслужащих?

Какие меры применяются для предотвращения отбора кандидатов на госслужбу по критерию личной преданности, лояльности, принадлежности к определенному чиновников?

Как для отбора кандидатов на госслужбу используется потенциал экспертного сообщества, кадровых агентств, НКО?

Используется ли при формировании структур органов исполнительной власти и мотивировании госслужащих опыт частных корпораций?

Как формируется должная система ценностей у госслужащих? Есть ли обязательные стандарты поведения чиновников?

Каковы методы формирования у госслужащих должной мотивации, в том числе:

- через штрафы, возмещение убытков по регрессным искам, дисквалификацию, досрочное прекращение должностных обязанностей, снижение шансов при конкурсе на повышение;

- через премиальную систему и ускорение социального лифта.

Применяется ли ограничение срока службы чиновника в должности (связанное либо с повышением в должности, либо с освобождением от должности и переходом на другую работу)?

Какими нормами и практикой обеспечивается реальная открытость информации о работе органов исполнительной власти?

Какими мерами обеспечивается минимизация коррупциогенных норм и правил, по которым обязаны работать госслужащие?

Каковы критерии и порядок оценки работы органов исполнительной власти и их подразделений, органов местного самоуправления, а также госпредприятий и госкорпораций? Кто и как проводит эту оценку?

На каких принципах основан финансовый контроль за работой органов исполнительной власти и МСУ? Кому реально подчинены Счетные палаты?

Привлекаются ли граждане и НКО к обсуждению планов и проектов органов исполнительной власти?

Имеют ли граждане право, возможность и стимулы оспаривать в судебном порядке противоправные решения органов исполнительной власти или решения, нарушающие общественные интересы, интересы неопределенного круга лиц?

Имеют ли граждане право на частное обвинение госслужащих, совершивших уголовное преступление, например, осуществивших «распил» бюджетных средств?

Есть ли в стране Административные суды (как ветвь судебной власти), предназначенные специально для раз решения конфликтов с органами власти? Достаточна ли квалификация их судей для принятия решений, отменяющих решения органов исполнительной власти?

Используются ли для подготовки кадров госслужащих государственно-частные и муниципально-частные партнёрства с участием НКО?

Какие методы (дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр и др.) используются при непрерывном образовании госслужащих?

* * *

Кто и как сможет участвовать в этом исследовании? Граждане, различающиеся по своим политическим воззрениям, обеспокоенные нынешней ситуацией в России и понимающие, что придет время перемен. Каких? Насколько учитывающих опыт развитых стран? Нам всем будут полезны переводные статьи об этом опыте. Присылайте их на e-mail «korz1organ@gmail.com. Премия лучшим переводным аналитическим статьям — гарантирована!

Фото: Россия. Санкт-Петербург. Милиционер и пикетчик с плакатом "Поставим власть под контроль народа" во время акции протеста на Пионерской площади. Фото ТАСС/Интерпресс/фото из архива












  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».