Самоуправление
03 декабря 2021 г.
Система управления Парижем
26 АВГУСТА 2018, МИХАИЛ ГОРНЫЙ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Париж — столица Франции, где распространена континентальная модель МСУ с сильным государственным контролем (наполеоновская модель), город-миллионник с районным делением. Париж является одновременно муниципалитетом и департаментом (департамент Сены), а также входит в регион Большого Парижа. В городе имеется двухзвенный аппарат управления: политические и административные органы. Районы города являются субъектами МСУ, но с ограниченными правами, так же, как в Берлине и Гамбурге. Хотя во Франции работает континентальная модель, а в Германии смешанная, системы управления их столиц очень похожи, что свидетельствует об устойчивости и эффективности такого управления. 

Париж раньше управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. С 1975 года Париж одновременно и город, и департамент, руководит которыми парижский мэр во главе Парижского совета, заседающего 11 раз в году, при этом его сессии могут продолжаться два дня и открыты для публики. Первый мэр Парижа был избран только в 1977 году. Мэр имеет широкие полномочия, однако до сих пор Париж остается единственным городом во Франции, где муниципальная полиция подчиняется напрямую не мэру, а полицейскому префекту, назначаемому президентом Республики. 

В 1982 году во Франции был создан дополнительный уровень управления — регионы, границы одного из них (lle-de-France) совпали с границами Большого Парижа. Наряду с Парижем в него входят семь других департаментов с общим числом коммун 1279. При этом различные уровни не соподчинены друг другу, перечень полномочий и источники доходов каждого из них законодательно закреплены. 

К полномочиям региона относятся разработка общерегиональных программ и планирование экономического, социального и культурного развития, а также предоставление ряда услуг регионального значения, в том числе: софинансирование строительства дорог, разработка программ по улучшению качества окружающей среды, обеспечение образовательного процесса, содержание садов и парков и т.д. 

Регионы также распределяют между муниципалитетами и департаментами финансовую помощь, поступающую от центрального правительства. 

За департаментами закреплены полномочия по содержанию дорог, находящихся в их ведении, содержанию общеобразовательных школ, организации мероприятий в сфере культуры и искусства и т.д. 

Кроме того, к полномочиям регионов и департаментов относится координация деятельности органов МСУ, расположенных на их территории. 

Парижский совет насчитывает 163 депутата, избираемых населением. Депутаты участвуют в работе Муниципального совета (решает городские проблемы) и Генерального совета (решает проблемы департамента). 

Вновь избранный Парижский совет в свою очередь избирает мэра города и около 40 его заместителей, отвечающих за конкретный сектор: экономическое развитие города, транспорт, международные отношения, равенство полов, школы и забота об окружающей среде. Мэр по должности становится также президентом Генерального совета. 

Муниципалитет (коммуна) с 1964 года носит официальное название Виль де Пари. В 2005 году он насчитывал почти 40 тыс. служащих, занятых в 3 тыс. муниципальных служб города. У городского муниципалитета в собственности находятся здания мэрии города и 20 мэрий округов, музеи, библиотеки, спортивные сооружения, школы, детсады и пр. К основным полномочиям парижского муниципалитета относятся: разработка местных планов землепользования, строительство дорог местного значения, предоставление транспортных услуг населению, обеспечение дошкольного и начального образования, предоставление услуг в сфере культуры, содержание и развитие муниципальных библиотек, музеев и архивов, создание спортивных центров для молодежи, предоставление услуг полиции, газо-, электро- и теплоснабжения. 

Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются районный совет и мэр. Советы районов состоят из 20 человек, 2/3 их членов избираются по пропорциональной системе, остальными являются члены городского совета, избранные на территории района. Мэр и его заместители избираются советом, при этом сам мэр и один из его заместителей в обязательном порядке должны быть членами городского совета. 

Компетенция советов определена не четко: они в соответствии с принципом негативного регулирования, действующим во Франции, могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом, в интересах и на благо жителей (как в Гамбурге). К собственным полномочиям районов относится согласование планов развития района и условий приема населения в различные учреждения социальной сферы. Советы также могут вмешиваться в решение всех вопросов местного значения, их представители имеют право выступать на заседаниях муниципального совета и направлять письменные обращения на имя мэра города. Районы могут выполнять также полномочия, делегированные с городского уровня. 

Бюджеты районов являются неотъемлемой частью городского бюджета, из которого средства на финансирование деятельности районов выделяются в виде грантов. Размер грантов определяется в процессе переговоров между городским советом и советами районов. 

Отличительной особенностью системы управления Парижем является нечеткое разграничение компетенции различных уровней МСУ. Местные проблемы решаются в процессе взаимных дискуссий. Чиновники и депутаты всех уровней МСУ вовлечены в процесс обсуждения проектов и планов. В системе управления в основном преобладает совместная деятельность, партнерские отношения сочетаются с иерархическими. 

Бюджет Парижа в 2016 году был полностью сбалансирован и составил 11,9 млрд долл. США,что более чем в два раза меньше чем бюджет Москвы. 

Фото: Michel Euler/AP/TASS












  • Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.

  • Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.

  • Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Россия, равняйсь, смирно!
27 ОКТЯБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Закон Клишаса-Крашенинникова вводит во всех уголках России ручное управление из Кремля и ликвидирует федерацию. Татарстан против, Якутия сомневается, остальные покорно молчат. В связи с очередной инициативой сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова вспомнилась пожилая советская шутка про то, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека. Дуэты, слипшиеся в восприятии в единый организм. Пат-Паташон, Зиновьев-Каменев, теперь вот — Клишас-Крашенинников. Можно, не читая новый закон этого дуэта, с уверенностью утверждать, что это будет очередная гадость. Но прочитать все-таки стоит. Потому что это гадость особенная.
Прямая речь
27 ОКТЯБРЯ 2021
Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.
В СМИ
27 ОКТЯБРЯ 2021
Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.
В блогах
27 ОКТЯБРЯ 2021
Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.
Британская система местного управления
11 ФЕВРАЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Англосаксонская система местного управления, получившая заметное распространение в современном мире, возникла в Великобритании. Ее распространение является прямым следствием существования британской колониальной империи и территориально совпадает с границами этой империи в период ее расцвета. Однако — как и в случае с романской системой — правовые схемы колонизаторов плохо прижились в традиционных обществах Азии и Африки. Поэтому говорить всерьез о существовании англосаксонской системы можно лишь по отношению к странам, повторившим британский или американский путь развития: от индустриального общества — к обществу потребления, от традиционного или раздробленного общества — к современному демократическому государству.
Пример реформы полиции в Грузии
19 НОЯБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Грузия совсем недавно считалась синонимом коррупции, кавказского кумовства и милицейского беспредела, ассоциировалась с грузинскими ОПГ и ворами в законе. В этой стране часть преступного мира влилась в полицию, а сама полиция срослась с профессиональными криминальными группировками, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками. Уровень доверия полиции в Грузии был одним из самых низких в мире — 5% в 2003 году. Пришло время реформ. В августе 2004 года в один день в Грузии были уволены все 15 тыс. сотрудников дорожной инспекции — немало для страны с населением 4,5 млн человек. ГАИ как одна из самых коррумпированных государственных служб была ликвидирована. Три месяца ситуацию на дорогах Грузии не контролировал никто. И ничего страшного не случилось, более того, грузины говорят, что страна ощутила колоссальное облегчение.
Органы местного самоуправления в Лондоне
3 СЕНТЯБРЯ 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Лондон — столица Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, страны, где действует англосаксонская модель МСУ, город-миллионник, город с районным делением. В Лондоне после реформы 1986 г., которая ввела одноуровневую систему МСУ в метрополитенских округах (аналог наших муниципальных районов), был ликвидирован Совет большого Лондона, и город управлялся советами 32 районов города и корпорацией Лондонского сити. 
Местное самоуправление в Нью-Йорке
15 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Как устроена система МСУ в крупных американских городах? Деятельность органов МСУ в США, так же как и в Германии, регулируется законами штатов, причем работает англосаксонская модель, т.е. используется принцип позитивного регулирования. Основным правовым документом является городская Хартия (аналог нашего устава МО), принимаемая в качестве закона штата. Рассмотрим популярную в США Модельную хартию города. Конкретные американские города берут из этого документа то, что подходит их условиям, и закрепляют в своих хартиях. 
Эстония без бедных
10 АВГУСТА 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Эстония – не самая богатая страна. По данным МВФ, в 2017-м году доля ВВП на душу населения составляла в стране 19 тыс.349 долларов – 41-е место в рейтинге. Для сравнения: в Норвегии – 72тыс.046 (3-е место), в США – 58тыс.952 (7-е место), в России – 8тыс.664 (72-место). То есть, если бы страна была человеком, ее достаток можно было бы назвать очень среднимем. Тем не менее, этот средний достаток при рачительном использовании позволяет Эстонии заботиться обо всех категориях своих граждан (а также не-граждан) – о детях, в том числе сиротах и тяжело больных, об их родителях, о бедных, безработных, о молодых и пожилых, об эстонцах и русских. Система начисления социальных пособий – арифметически достаточно сложная, вдобавок – постоянно меняется и совершенствуется, и о ней мы поговорим ниже. Для начала интересней другое – что заставляет государство при сравнительно скромных доходах распределять эти доходы так, чтобы никто не оставался обиженным?
Как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1
5 АВГУСТА 2018 // ТАТЬЯНА БОЙКО
Дайджест статьи: Виктор Фещенко. Государство на экспорт: как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1 В 1992 году Эстония еле пережила обретение свободы. Советская империя распалась, почти все предприятия встали, инфляция достигла четырехзначных показателей. Тогдашний премьер Март Лаар провел радикальные реформы: выгнал из правительства всех коммунистов-аппаратчиков, закрыл загибавшиеся неэффективные предприятия, отменил почти все экспортные пошлины. Внутренний рынок был слишком маленький, пришлось приучать бизнесменов мыслить глобально. Спустя 20 лет этот принцип привел к стартап-буму в Эстонии.