Гражданские инициативы
23 апреля 2024 г.
Самосожжение человека во имя сохранения национального языка
11 СЕНТЯБРЯ 2019, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО



Альберт Разин, кандидат филологических наук, заслуженный деятель науки Удмуртии и защитник малых народов, во вторник утром, 10.09.2019, пришел к зданию Госсовета Удмуртской республики, развернул плакат с цитатой Расула Гамзатова «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть» и совершил самосожжение.

Пламя пытались потушить с помощью огнетушителей, но Альберт Алексеевич, в круг научных интересов которого помимо истории и языкознания входили исследования в области суицида, подошел к делу собственного самоубийства профессионально: надел многослойную одежду и маску, обильно пропитал все это бензином, поэтому спасти его не удалось.

Министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова прокомментировала самоподжог 79-летнего ученого так: «Альберт Разин был горячим сторонником идеи возвращения к традициям, к жизни в древнеудмуртской общине. Именно в общинности он видел перспективы и выживание народа, не принимал современные формы, близкие для молодежи. Он хотел убедить молодежь вернуться к истокам и традиционному общинному образу жизни. Недавно он ездил в Вавожский район, где будет праздник в следующем году, убеждал местную администрацию, что Гербер (национальный удмуртский праздник — И.Я.) должен быть в традиционной манере, без всяких современных форматов, так как это было в древности». Конец цитаты. После чего госпожа Буранова сообщила, что в республике с удмуртским языком все в порядке и никаких национальных проблем у удмуртов нет.

В Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО, удмуртский язык числится в категории «под угрозой исчезновения». То есть до статуса «исчезнувшего языка» (айнский, югский, убыхский) удмуртскому довольно далеко, но движение в эту сторону прослеживается. С 1926 по 2010 год, по данным переписей, доля удмуртов в населении республики сократилась с 53 до 28 процентов и продолжает сокращаться, а доля тех, кто записал себя в удмурты на переписи 2010 года и при этом говорит на удмуртском языке, составляет 58,7%.

За 20 дней до своего самосожжения, 20.08.2019, Альберт Разин написал обращение к депутатам Госсовета Удмуртии под названием «Удмуртский этнос исчезает. В ваших силах спасти его». На восьми страницах этого текста Альберт Алексеевич обличает современную национальную политику в России, называя ее «продолжением сталинской политики русификации», в противовес ленинской национальной политике, которую автор считает правильной. Ученый пишет об «удмуртофобии» в политике России, результатом которой стал «душевный недуг аборигенов Удмуртии, связанный с ощущением их “второсортности”». В числе факторов, формирующих «удмуртскую второсортность» и «чувство собственной ущербности», Альберт Разин называет, в том числе, отсутствие удмуртов в руководстве республики, в частности тот факт, что ни глава Удмуртии, ни председатель Госсовета, ни глава республиканского правительства не являются удмуртами. «Удмурт на своей земле ощущает себя не хозяином республики, а изгоем», — пишет ученый в обращении к депутатам Госсовета.

В числе его предложений: обязательное изучение удмуртского языка в школах, круглосуточное вещание на национальном языке на телеканалах, по примеру Башкортостана и Татарстана, уличные вывески на двух языках, возрождение деревни, борьба с глобализацией и урбанизацией. Кроме того, Альберт Разин требовал «поставить заслон имперской идеологии и бряцанию оружием», а также перераспределить налоги в пользу республики. При этом ученый ностальгически упоминает, что, когда удмурты были в составе Волжской Булгарии и Золотой Орды, их дань составляла всего 10%...

При всей спорности и некоторой архаичности отдельных высказываний и взглядов Альберта Разина его личная трагедия не может оставить равнодушным, а его поступок заставляет еще раз обратиться к проблеме сохранения языкового и — шире — этнического многообразия. Отличия в судьбах народов и в их национальном самосознании коренятся, в том числе, в их истории. Удмурты, в отличие, например, от татар или якутов, не имели своей государственности. Элементы суверенитета, прямо скажем, весьма декоративного, обрели только в составе СССР. Значительная часть удмуртов живет в сельской местности, отсюда и вдвое меньшая доля среди этого народа людей с высшим образованием, чем в среднем по России. Что в свою очередь влечет низкую представленность во власти. Знание удмуртского языка в силу объективных факторов не является кнопкой, включающей социальные лифты. В отличие от, например, английского, а в России — русского. Хотя любой язык, несомненно, обогащает и делает «умнее», но, если у молодого человека есть выбор, потратить несколько часов в неделю на изучение английского или удмуртского, трудно его осуждать, когда он выбирает английский, и вряд ли есть смысл заставлять его насильно учить удмуртский.

И да, то, что произошло с удмуртским народом, — это, в том числе, результат принудительной русификации, курс на которую был взят еще задолго до 1917 года. И да, сталинские репрессии прокатились и по национально ориентированной части удмуртской интеллигенции, равно как и по татарской, украинской, белорусской, еврейской и другим. Множество людей в 30-х годах были расстреляны по «Делу СОФИН», организации, которой приписывали планы выхода Удмуртии из состава СССР и объединения с Финляндией. ФСБ и сегодня с тяжелым прищуром всматривается в любые культурно-национальные объединения любых финно-угорских народов, пытаясь углядеть в них венгерских, финских или эстонских шпионов…

Язык — живой организм. Поэтому языки смертны. Языковое разнообразие — большая ценность, поскольку через него в мир приходит многообразие и богатство культур. Поэтому в цивилизованных странах языки «национальных меньшинств» стремятся поддерживать. Но возможности «лингвистической медицины» не безграничны, и, если люди перестают пользоваться языком, он либо исчезает, либо становится «мертвым», так называемым языком культуры, как латынь или санскрит.

То, что совершил Альберт Алексеевич Разин, вызывает уважение, как всякое стоическое следование своим принципам. И вместе с тем нельзя не отметить, что в результате его самоубийства людей, владеющих удмуртским языком, стало меньше на одного человека.

 
Фото: Facebook

 

 












  • Николай Сванидзе: Имидж гуманиста Путин себе не выстраивает, но он старается выглядеть как человек, прислушивающийся к чаяниям простых людей.

  • РИА Новости: Инициатива содержит пять основных положений: поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка тех, кто... проводит демократические реформы, продвижение "технологий ради демократии"...

  • Аркадий Дубнов: Милость царская воодушевляет и гневливость его в отношении нерадивых бояр, насаждающих бесправие за пределами чертогов царских, утешает нас сирых.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зима демократии
10 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Байден призвал защитить демократию в мире и дал на это 424 млн долларов. Муратов потребовал от США и России избавиться от клейма иноагентов. Путин не против освобождения китов и ректора Шанинки, а про Мемориал сказал, что тот защищает террористов и нацистов. Сегодня 10 декабря — День прав человека, поскольку 79 лет назад, 10 декабря 1948 года, Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Накануне президент США Байден открыл организованный им саммит демократий и во вступительном слове выразил тревогу по поводу ослабления демократических институтов по всему миру. Он призвал лидеров государств «взяться за руки», чтобы показать, что демократия возможна.
Прямая речь
10 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Имидж гуманиста Путин себе не выстраивает, но он старается выглядеть как человек, прислушивающийся к чаяниям простых людей.
В СМИ
10 ДЕКАБРЯ 2021
РИА Новости: Инициатива содержит пять основных положений: поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка тех, кто... проводит демократические реформы, продвижение "технологий ради демократии"...
В блогах
10 ДЕКАБРЯ 2021
Аркадий Дубнов: Милость царская воодушевляет и гневливость его в отношении нерадивых бояр, насаждающих бесправие за пределами чертогов царских, утешает нас сирых.
Беседы с Никитой Кривошеиным: Белое дело, Сопротивление, ГУЛАГ, возвращение в Париж
2 НОЯБРЯ 2021 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Эти «беседы» ко Дню жертв политических репрессий — выжимка из пятисерийного фильма «Не будем проклинать изгнанье». Серии снимались несколько лет, и авторам фильма очень повезло: им удалось запечатлеть и увековечить последних оставшихся потомков русских семей, которые не погибли в ГУЛАГе и еще не нашли своего «убежища» на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В этом фильме я вспоминаю о том, как сложилась жизнь кривошеинской семьи. В начале 90-х мне казалось, что страница страданий России будет окончательно перевернута, что страна, прошедшая ужасы сталинизма, арестов и настоящего геноцида собственного народа, наконец обратится в будущее и осознание прошлого будет замечательным стартом для построения этого будущего. Казалось, что выработался коллективный иммунитет! Увы, никогда не говори «никогда». Прошло 30 лет, и мои надежды не оправдались.
Освобождение не приходит извне
23 ДЕКАБРЯ 2020
Автор опубликованной недавно в «Московском комсомольце» статьи о необходимости немедленно остановить «конвейер» «Последнего адреса» [1], скромно подписавшийся «внук репрессированного офицера Красной Армии», не­осторожно призвал всех неравнодушных принять участие в обсуждении проекта «Последний адрес». Думаю, что ни «внук репрессированного» Дмитрий Кузьмин (на самом деле — заместитель начальника Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина), ни активисты проекта не ожидали такой бурной ответной реакции: помимо ответа «Последнего адреса», также опубликованного на страницах «Московского комсомольца» [2], было несколько возмущенных пуб­ликаций в разных изданиях и еще множество открытых писем в социальных сетях от людей, которых письмо Кузьмина задело лично.
Перспектива репрессий
16 ДЕКАБРЯ 2020 // ГРИГОРИЙ РЕВЗИН
На меня произвел большое впечатление скандал вокруг «Последнего адреса» — Сергей Пархоменко подробно рассказывал о нем на «Эхе», а у него на странице в FB собраны более-менее все материалы. Решил написать про это. Знаменательно, когда Александр Шохин, соратник Егора Гайдара, теперь вот президент Высшей школы экономики, начинает бороться с «Последним адресом». Указывая, взвешенно и аккуратно, что в сталинском терроре не все так однозначно, не стоит устанавливать таблички на домах, откуда забирали людей, чтобы их расстрелять, надо разобраться детально, не был ли расстрел в некотором смысле правильным и разумным — позиция, подробно изложенная в статье нынешнего соратника Александра Шохина Дмитрия Кузьмина. На мой взгляд, начиная, скажем, с дела Гасана Гусейнова, стало неудобно признаваться, что ты профессор ВШЭ (коллеги, я говорю только о себе), но это обстоятельства нашего прекрасного времени. А вот что, оказывается, и реформаторы были такими, как бы это выразиться… людьми — это остро и свежо.
«Последний адрес» — не конвейер, а человеческое сообщество
16 ДЕКАБРЯ 2020 // ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС
Гражданскую инициативу остановить невозможно: это труд людей для памяти людей о трагедии людей Вице-президент РСПП Дмитрий Кузьмин предложил провести широкое обсуждение гражданской инициативы «Последний адрес», вызвался выслушать все «за» и «против», обобщить и обнародовать результат. Результат этот, впрочем, Дмитрию Владимировичу заранее известен, поэтому, даже не начав собирать предложения и замечания, он переходит к обнародованию плана предстоящих оргвыводов: «Только все вместе мы остановим этот конвейер «Последнего адреса»! Для начала, сравним две цифры: 29 декабря 2019 года в немецком городе Меммингене был установлен 75000-й по счету «Камень преткновения» — индивидуальный памятный знак в рамках общеевропейского мемориального проекта «Stolpersteine»; почти параллельно с этим, 7 февраля 2020 года, в городе Гороховец была установлена 1000-я табличка российского гражданского проекта «Последний адрес».
Прямая речь
16 ДЕКАБРЯ 2020
Анна Наринская: у меня есть какое-то невероятное чувство, что ... этот проект станет жертвой отсутствия общественного договора в его широком и узком понимании...
В СМИ
16 ДЕКАБРЯ 2020
The New Times: Г-н Кузьмин хочет стереть память о замученных сталинским режимом людях, память, которая уже ампутирована из мозгов и душ наших сограждан.