ИТОГИ НЕДЕЛИ

Что-то у них как-то разом все посыпалось. Камертоном уходящей недели для российской власти стал звук лопнувшей струны. Причем раздается он буквально из каждого угла. Главное событие, конечно, освобождение Савченко. Нет ни малейших сомнений, что сделать это Путина заставили. Весь этот глупейший лепет про милосердие, которым, как по команде, прониклись родственники погибших журналистов, — дополнительное доказательство, что главный начальник не собирался отпускать эту героическую женщину. Если бы все эти обмены заблаговременно планировались, все же придумали бы что-то более правдоподобное. А тут даже самые верноподанные засомневались...

Сразу после праздников началось. Прокурор республики Крым Наталья Поклонская сообщила о возбуждении уголовного дела об экстремизме против замглавы Меджлиса крымских татар Ильми Умерова. Его обвиняют по статье 280.1 УК РФ в том, что в марте 2016, находясь в Украине, он выступил в эфире телеканала АТР «с призывами об изменении территориальной целостности России». В действительности Ильми Умеров высказал убеждение в том, что Крым присоединен к России незаконно и его надлежит вернуть Украине. Судя по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, так же, как Ильми Умеров, считают главы абсолютного большинства стран на планете.

15 АПРЕЛЯ 2016, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

По случайному совпадению Украина обрела нового премьера в день, когда главный начальник России в 14-й раз общался с подведомственным народом. Надо сказать, что общение несколько отличалось от предыдущих. Да это, конечно, спектакль, как и прежде. Вопросы тщательно отфильтрованы, реплики отрепетированы. Причем этого уже и не скрывают организаторы. В день проведения «Прямой линии» несколько газет сообщили, что отобранных участников мероприятия три дня дрессировали в подмосковном санатории. Нынче вместо торжественной оратории с фарсовыми перебивками («подарите ей собаку», «хочу платье как у Золушки») было решено поставить некоторое подобие драмы.

8 АПРЕЛЯ 2016, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Ну, собственно говоря, примерно так в России и произошло. Мощная журналистская команда, обнародовавшая в минувшее воскресенье «Панамское досье», нас не обманывала, когда накануне публикации убийственных документов ее представители говорили, что «в понедельник мир проснется другим». Мир действительно проснулся другим. С ясным осознанием того, что его устройство (по крайней мере, в финансовой сфере) требует серьезной коррекции, поскольку какие-то ключевые настройки сбились.

Мы, сотрудники «Ежедневного журнала», благодарны вам, нашим читателям в России и во всем мире. Нам кажется, что за десять лет нашей работы сложилось нечто большее, чем то, что социологи сухо называют «аудиторией». Сложилось настоящее братство «ЕЖа». Именно поэтому мы обращаемся к вам с просьбой, с которой невозможно обратиться к чужим людям.  Для того, чтобы продолжать работу, нам нужны деньги. Сами мы местные, поэтому понимаем: подобные просьбы вы слышите и читаете регулярно. Просто спросите себя, зачем каждый день вы открываете наш сайт. Думаем, вы испытываете то же чувство, что и мы. Это чувство, что вы не одиноки в доведенной до безумия стране. Что есть те, кто может облечь ваше смятение в ясные мысли. Что есть те, кто может поселить надежду. Если вам это нужно, помогите сейчас «ЕЖу». И себе…

25 МАРТА 2016, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Главным событием недели стали, конечно, теракты в Брюсселе. Должен признаться: в определенном смысле такое глобальное запугивание срабатывает. Вот и я испытал чувства, которые, думаю, испытали все, побывавшие в брюссельском аэропорту. Смотришь на обрушившийся навесной потолок, покалечивший немало людей, и понимаешь, что совсем недавно стоял именно на этом месте… И вот в момент, когда как никогда требуется общая солидарность и поддержка, последовали комментарии всех этих пушковых-жириновских. Типа, «Гейропа» сама виновата, так им и надо, не желают с нами сотрудничать. Надо сказать, что эту радость убогих разделил и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

16 марта на члена президентского Совета по правам человека и главу «Комитета по предотвращению пыток» Игоря Каляпина напали в Чечне. Несколько раз ударили, забросали яйцами, облили зеленкой. Акция была проведена по всем законам жанра. Сначала правозащитника выдворили из отеля «Грозный-сити», потом до приезда погромной команды толпа женщин, сотрудниц отеля, блокировала его в холле гостиницы, не давая уйти, и расступилась, только когда поступил сигнал о том, что бандиты уже на месте и ждут свою жертву. Слава Богу, Каляпина не убили и даже калечить не стали, что по нынешним временам – большая удача.

12 МАРТА 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Заметную роль в событиях минувшей недели играли журналисты. По крайней мере, некоторые из них действительно журналисты, а у других есть журналистские удостоверения. На границе Чечни и Ингушетии 9.03.2016 были избиты журналисты и правозащитники сводной мобильной группы «Комитет против пыток». Среди пострадавших шведская журналистка и норвежский корреспондент Эйнстайн Винстад, который был отправлен в больницу со сломанной ногой и выбитыми зубами, а также российские журналисты из журнала The New Times и «Медиазоны». Нападавшие с криками «вы защищаете террористов, убивших наших отцов!» выволокли журналистов и правозащитников из машины в кювет, зверски их избили и подожгли автобус.

26 ФЕВРАЛЯ 2016, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Марш памяти Бориса Немцова согласован и пройдёт от Страстного бульвара до проспекта Академика Сахарова. Сбор – с 13:00 до 14:00 в начале Страстного бульвара (м. Чеховская).

Я по нему скучаю. Пару месяцев назад уже почти позвонил. До гудков дело все же не дошло – спохватился. Думаете, хотел посоветоваться по важному политическому вопросу, обсудить инициативу соратников? Ни фига. Собирался поделиться только что услышанным анекдотом. И кнопочку «вызов» ткнул, еще корчась от смеха… Потом решил все же номер стереть. Не стер. Не смог. Телефон вообще опасная штука. У Немцова был какой-то секретный номер...

12 ФЕВРАЛЯ 2016, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

В ночь на 9 февраля в столице случилось бедствие, которое стихийным назвать никак нельзя. Скорее наоборот — бедствие это было загодя тщательно спланировано и учинено в точно означенные сроки. Под покровом ночи строительная техника, которую в данном случае уместнее назвать разрушительной, в одно и то же время сравняла с землей девяносто семь торговых павильонов, расположенных возле самых разных станций московского метро. Некоторые из них простояли в Москве по двадцать лет. Пострадали как мелкие предприятия, так и вполне солидные сетевые заведения вроде «Связного» или ресторанов «Му-Му» и «Шеш-Беш». Под раздачу попало и одно из отделений ЮниКредит Банка.