- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы
Кто только в последние дни не посчитал своим долгом лягнуть Виктора Шендеровича за его добрые слова о покойной Елизавете Глинке! В каких только грехах его не упрекали: от коллаборационизма (если выражаться мягко) до перехода на сторону агрессора в украинской и сирийской войнах… Ну, бывает, вот Антон Красовский, например, к некоторому изумлению либеральной публики, стал певцом нашей «благородной миссии» в Сирии. Но ведь Шендерович ни словом, ни полсловом от своих прежних позиций не отрекся, а либеральная общественность, кажется, готова загрызть человека насмерть.
Украина прожила еще один год в «новой политической реальности»: еще один год войны, мобилизационной экономики, низкой гривны, сокращения социальных программ и повышения коммунальных тарифов. Ровно год назад, подводя итоги 2015-го, мы писали здесь, что едва ли не главным своим положительным достижением украинская власть считала пресловутый «безвиз». В самом деле, в декабре 2015-го Европейская комиссия обнародовала положительный отчет о выполнении Украиной «Плана действий визовой либерализации», предполагалось, что уже к лету украинцы смогут ездить в Европу по биометрическим паспортам.
Минувший год стал временем кризиса ценностей. Особенные неприятности случились с такими ценностями как Истина и Добро. «Сама компьютерная эпоха привела нас туда, где никто толком не знает, что происходит», - с подкупающим простодушием заявил Дональд Трамп, ставший 45-м президентом Америки главным образом именно благодаря потере ценностных ориентиров значительной части американских избирателей. Если взять нашу основную скрепу – российское телевидение – то попытки найти там крупицы истины или добра выглядят глумлением над соотечественниками. И тут в поисках хоть какой-то опоры вспоминается последняя высшая ценность из этой триады – Красота. Тем более, что брошенные мимоходом полтора столетия назад слова Достоевского, что именно она спасет мир, не дают покоя уже нескольким поколениям российских интеллигентов.
Тут у нас предновогодний скандал случился. Президент Беларуси Александр Г. Лукашенко не полетел в Москву. А его ждали. Ждали, потому что нужно было подписать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Ждали, потому что Беларусь председательствует в ОДКБ. Ждали, потому что… ну какая же интеграционная тусовка без Александра Григорьевича. А он вот взял — и… Облом? Облом. Правда, смотря для кого — облом. Есть такая пословица. Мужу жена нужна здоровая, а сестра брату — богатая. Вот Россия — это такая старшая сестра, которая уж точно должна быть богатой.
2016-й был на редкость удачным годом для главного начальника России. Военная операция в Сирии, как и было задумано, вернула Путина в число мировых лидеров. Ему, с которым не желали общаться руководители ведущих государств, стали чуть ли не ежедневно названивать премьеры и президенты западноевропейских стран. Даже гордый Обама скрепя сердце был вынужден говорить с хозяином Кремля. Понятное дело, погибшие в Сирии военные, как и ансамбль Александрова, представляются теперь сопутствующими потерями, неизбежными при всякой успешной военной операции. При этом мировое развитие, похоже, дает Путину отличный шанс для реализации его политики. Еще недавно казалось, что глобализация, которая, кроме объединения рынков, предполагает поиск общих подходов к решению политических проблем.
Начну издалека. Осенью еще 2015 года у меня дома сгорел старый телевизор. По некоторым причинам он был мне особенно дорог, хотя я смотрел по нему только спорт. Но после того как телек сгорел, я вдруг вздохнул с облегчением. Как будто отключил себя от какого-то нехорошего источника. И жил так некоторое время, пока коллеги из «Открытой России» не попросили меня раз в неделю посматривать на перлы нашей телепропаганды. И я, перекрестившись, вооружившись оберегами и повязав на руку красную нить, начал раз в неделю смотреть Киселева, Соловьева, Пушкова, Зейналову… Уфф! Коллега Яковенко не даст соврать – за такую работенку надо молоко давать и печенье.
Ну, ура, что ли! Приветствую тебя, мой добрый народ! Между прочим, уже двенадцатый раз кряду обращаюсь я к тебе с предновогодним посланием! А ведь данный жанр, ох, как не прост! Да, хоть вот этого спросите… Кстати говоря, в нынешнем году вице-мэр Москвы Максим Ликсутов пообещал всем москвичам, что этот мой немудреный текстик будут транслировать в каждом вагоне метро перед самым Новым годом. Минут так за несколько до наступления. Сегодня еду записывать. Спасибо ему, конечно! Хотя, честно признаться, я не могу себе представить читателя «Ежедневного журнала», которому выпадет несчастная судьба встречать Новый год в метро. Но Ликсутов уверяет, что таких немало…
Когда я был маленький, у меня тоже была бабушка. И еще у двухсот моих сокурсников. Ее звали доцент Барулина, она нам рассказывала сказки про историю КПСС. И страшные повести про отрицание отрицания и переход количественных изменений в качественные. Мы слушали, трясясь от сладкого ужаса: оказывается, ученым невозможно быть, не овладев ленинской диалектикой. То есть Михайло Васильевич Ломоносов (имени которого был наш Университет) — не ученый. Не говоря о Норберте Винере (был такой тренер по художественной кибернетике) и целой шобле нобелиатов, никогда не слышавших про диамат.
В эти дни, после гибели Ансамбля Российской армии, мне вспомнилась удивительная история о выступлении Хора Красной армии в Берлине в мае 1945 года. Услышал я её в 1961-м, будучи в Ленинграде на курсах военных переводчиков — офицеров запаса со своим французским языком. Рассказал её мне мой «сокурсник» (за давностью лет ни имя, ни фамилию я, увы, не помню): ему было за сорок, он прошёл войну переводчиком (с немецким языком) и, конечно, был старше меня. Ещё была так называемая хрущёвская оттепель, к советской власти этот ленинградец относился, мягко говоря, скептически и о войне иногда рассказывал такое, о чём тогда не рисковали писать. Тем ценнее его объективное свидетельство об этом выступлении. Напишу то, что мне запомнилось с его слов…
Самое начало мая 1945-го.
В четверг, 29 декабря, Белый дом объявил о высылке 35 российских дипломатов, а также о закрытии двух загородных дипломатических резиденций России в Нью-Йорке и Мэриленде. Кроме того, США объявили о новых санкциях в ответ на кибератаки, осуществляемые с территории России. Под санкции попали несколько юридических лиц, в том числе ФСБ и ГРУ российского Генштаба, и шесть физических. Среди физических лиц руководитель ГРУ Игорь Коробов, его первые замы Игорь Костюков и Владимир Алексеев, а также зам Коробова Сергей Гизунов. В санкционном списке есть два российских гражданина, Алексей Белан и Евгений Богачев, чьи должности не указаны...






