- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

Вот уже несколько суток в Нагорном Карабахе идут боестолкновения (пока что, слава Богу, не полномасштабная война), в которых используются тяжелая артиллерия, системы залпового огня, огнеметы, танки и вертолеты. Насколько можно понять, инициатива в развязывании боевых действий принадлежала азербайджанской стороне. Ей удалось на отдельных участках продвинуться на несколько сотен метров вглубь территории, которую обороняют силы самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики. Баку, очевидно, был готов этим и ограничиться, зафиксировав символическую победу на теми, кого считает «оккупантами».

Писатель от слова «писать». Пишут многие, правда, продукт получается разный. Лев Толстой писал роман с 1863 по 1869 год, получилась «Война и мир». Марсель Пруст начал «В поисках утраченного времени» в 1909-м и так и не успел завершить до своей смерти в 1922-м, 13-ти лет не хватило. А кто-то испачкал дверь туалета или стену лифта за три секунды, и готов продукт творчества. Журналистика — это сфера более высоких скоростей, чем литература, но такой журналистский жанр, как расследование, требует трех компонентов: честности, таланта и времени. Если нет ни того, ни другого, ни третьего, если надо быстро измазать дерьмом того, кого считаешь врагом и на эту работу никого, кроме энтэвэшников под рукой не находится, то получается то, что получилось в минувшую пятницу.

Удивительно бестолковыми оказались халтурщики из НТВ, состряпавшие грязный фильмец о Михаиле Касьянове и Наталье Пелевиной. Они замыслили опорочить оппозицию, не брезгуя дурным вкусом и легкой уголовщиной, но зарплат своих не отработали. Себя выставили в самом неприглядном виде, а Касьянова ни в чем уличить не сумели. То, что человек покупал товар по одной стоимости, а продавал по большей — это улика для политического деятеля? Может быть, авторы фильма пролежали последние 40 лет в анабиозе и проснулись теперь, одержимые социалистической законностью и моральным кодексом строителя коммунизма?

В последнее время снова стали много размышлять о Путине. Писать статьи, как умные, так и глупые, и, как ни странно, мало чем друг от друга отличающиеся. Вот в «умной» статье, например, написано, что автору (который, надо сказать, некоторое время служил у Путина советником) кажется, что Путин сам должен возглавить работу по трансформации власти. Типа сформировать новую команду и передать ей ключи управления, благословить на благотворные реформы… (А еще лучше — самому же и возглавить комиссию по расследованию своей деятельности, добавим мы от себя.) Но непонятно, зачем бы ему это понадобилось?

Есть Ильдар. Есть 2 года 6 месяцев срока в колонии общего режима. Есть его красавица жена Настя, продолжающая за него бороться. Есть горстка людей, приходящая на суды и поддерживающая Ильдара. А дела Ильдара нет. Вот Болотное дело есть. Были события, спровоцированные и специально организованные властью, а затем извращенно, целенаправленно истолкованные Следственным комитетом, прокуратурой, судом. И есть «болотники», одни уже прошедшие с честью всё до конца, другие всё еще продолжающие нести этот крест и даже такие, для которых их via dolorosa только начинается (и никто не знает, будут ли новые).

Все минувшую неделю пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал публикации западных СМИ. То есть занимался их продвижением. Начал прямо с понедельника, 28.03.2016, сообщением, что «в ближайшее время против руководства России, в первую очередь президента Владимира Путина готовится информационный вброс». Далее Дмитрий Песков жалуется на западных журналистов: «Мы получили весьма елейно-любезные запросы, составленные в допросной манере по сути». Тут, правда, не вполне понятно, к чему претензии: к тону запросов, который, видимо, должен быть не любезным, а хамским, чтобы их в Кремле поняли и приняли?

Москва предпочла проигнорировать саммит по ядерной безопасности, который открывается сегодня в Вашингтоне. Путинский толмач Дмитрий Песков заявил, что это произошло из-за недостаточного взаимодействия с США: «Вопрос ядерной безопасности весьма актуальный, вместе с тем в Москве считают, что проработка вопросов, связанных с ядерной безопасностью, требует общих и совместных усилий и взаимного учета интересов и позиций в ходе предварительной работы. Определенный дефицит взаимодействия в ходе предварительной проработки вопросов и тематики саммита мы испытывали, поэтому в данном случае и не происходит участие российской стороны».

Это был какой-то сюр. Над главной площадью Мюнхена Мариенплац разносилась протяжная молитва муэдзина. И хотя минарет и отсутствовал, но на микроавтобусе с символикой антиисламского движения ПЕГИДА были установлены динамики, с помощью которых возносимой Аллаху молитвой услаждался слух всех, кто в этот момент находился на площади. Тут же «для прикола» облаченная в хиджаб активистка праворадикальной группировки раздавала прохожим агитационные брошюры и листовки. Один из плакатов в руках борцов с исламизацией Европы требовал немедленного снятия санкций с России и укрепления дружественных связей двух стран.

Нынешние социологические опросы не имеют никакого отношения к отражению общественного мнения. Это скорее инструмент политической манипуляции. По крайней мере, в России это так. В условиях нехватки плюрализма социология оказалась в жарких объятиях политики. А господствующий дискурс ненавязчиво подсказывает, что иначе и быть не может, что и в Америке, и в Европе мы не найдем ничего нового. Разве что позы другие. Однако кардинальное отличие есть. И оно связано не только со степенью объективности, но и с целями неявного плебисцита. Джордж Гэллап говорил, что опросы нужны для того, чтобы вбрасывать разные точки зрения и устраивать нечто вроде публичной дискуссии. А это предполагает, что разные позиции существуют и их можно озвучивать разным языком.

Есть две новости, одна хорошая, вторая обычная. Хорошая: в России несмотря ни на что есть качественная расследовательская журналистика. Кроме «Псковской губернии» Шлосберга, «Новой газеты» и ФБК Навального, есть еще «Фонтанка.ру», которая только что опубликовала результаты своего журналистского расследования об участии россиян в сирийской войне. Обычная, то есть плохая новость в том, что россиян в этой войне погибло намного больше, чем нам сообщает Министерство обороны РФ. Граждан России в Сирии воюет много. Есть те, кто воюет за ИГИЛ. Как нам объясняли, именно для того, чтобы их убить, в Сирию были посланы другие граждане России, военнослужащие Минобороны РФ.