Цензура
31 мая 2020 г.
Поборники морали дошли до абсурда
28 АПРЕЛЯ 2015, ЛЕОНИД МОЙЖЕС



Патриотический подъём, охвативший страну в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне, проявился самым причудливым образом – с полок ряда крупнейших московских книжных магазинов исчез комикс Арта Шпигельмана «Маус». В настоящий момент его нет в сети «Республика», Московском доме книги, а также в магазине «Москва». Соответствующее решение было принято непосредственно руководством магазинов из-за того, что на обложке «Мауса» изображена свастика, степень оскорбительности которой растёт день ото дня. Ирония ситуации заключается в том, что книга Шпигельмана рассказывает историю пережившего Холокост отца автора по имени Владек, представители разных народов изображены в виде различных животных: евреи – мыши, немцы – кошки, французы – лягушки и так далее. Выход этого комикса и получение им в 1992 году Пулитцеровской премии стали заметными вехами в длительном процессе наделения самого жанра комиксов статусом «серьёзного искусства», а сама книга Шпигельмана является на данный момент обязательным чтением в немецких школах как своеобразная «прививка», а также способ описать, чем именно был Холокост.

Сам факт того, что многочисленные работники книжных магазинов не знали или не пожелали вспомнить всю эту информацию, не удивителен. Проблематика Холокоста в России всегда оставалось на втором плане по отношению к общей трагедии всех советских народов, заплативших за победу миллионами жизней, да и комиксы у нас даже не начинали путь к признанию, который они по большому счёту уже прошли на Западе. С практической точки зрения, исчезновения «Мауса» из ряда магазинов тоже не должно служить поводом для паники: скорее всего, после окончания праздничных мероприятий он снова будет доступен в продаже, да и сейчас его можно купить, например, в магазине «Чук и Гик». Но всё это никак не исправит другую, гораздо более серьёзную проблему — чудовищную мифологизацию современного российского культурного пространства, тотальную замену понимания символами.

Максим Блант

За что, собственно, по всему миру так яро не любят фашистов? За жестокость, возведённую на государственный уровень, за несправедливую судебную систему, обрекающую тысячу людей на попадание внутрь чудовищного репрессивного аппарата без какой-либо возможности оправдаться, за откровенное признание того, что преступления могут быть оправданы высшими интересами какой-то абстрактной группы людей, которую поднимает на знамя власть. Ответов может быть очень много, но объединяет их одно: фашистов ненавидят за то, что они делали, а не за то, во что они одевались и что рисовали на знамёнах. Визуальная эстетика всегда лишь отсылает к этим действиям, с чем и могут быть связаны запреты на её использование. Нормальный человек борется не со скрещенными определённым образом палочками, а с ненавистью, нетерпимостью или вмешательством государства в те сферы, где и духу его быть не должно.

В России же на наших глазах произошла шизофреническая подмена, в результате которой символ, картинка или пластмассовый солдатик стали врагами сами по себе, а реальные преступления, которые оформленная с помощью этого символа книжка пытается описать и предотвратить в будущем, отходят на второй план. И готовность людей, профессионально торгующих книгами, без малейшей административной команды принять такие правила игры как объективную данность, пугает, потому что наводит на мысль, что с годами это общественное расстройство будет не проходить, а только укореняться.


1. Иллюстрация - Арт Шпигельман "Маус". Перевод с английского Василий Шевченко.
Издательство CORPUS
, Москва, 2013 год
2. Фотография Максима Бланта

















  • Дмитрий Орешкин: Алексей Анатольевич постепенно из лидера буржуазного протеста деградирует в лидера пролетарского протеста. А для этого у него нет никаких ресурсов.

  • "Эхо Москвы": Сотрудники «Ведомостей» опубликовали колонку с критикой политики исполняющего обязанности главного редактора Андрея Шмарова. 

  • татьяна долматова: В очередной, "стопятисотый" раз "творческая элита" "теряет" Навального.

    Помню, как всей шоблой они его "теряли" в 2013 году на мэрской кампании. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Гельман предрек Навальному политическую смерть
24 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший четверг Александр Гольц на страницах «ЕЖа» на примере скандала с газетой «Ведомости» вполне подробно и убедительно описал нам новый этап в борьбе со свободой слова в любезном отечестве. И я согласен с каждым тезисом, и к этому разговору мне добавить решительно нечего. Но… Надо сказать, я немало удивился, когда прочел зажигательный и гиперэмоциональный текст Алексея Навального, посвященный бывшему (или еще не бывшему?) владельцу «Ведомостей» Демьяну Кудрявцеву. А потом я прочел текст Марата Гельмана, посвященный тексту Алексея Навального о Демьяне Кудрявцеве, и тоже удивился. Но уже не так сильно.
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2020
Дмитрий Орешкин: Алексей Анатольевич постепенно из лидера буржуазного протеста деградирует в лидера пролетарского протеста. А для этого у него нет никаких ресурсов.
В СМИ
24 АПРЕЛЯ 2020
"Эхо Москвы": Сотрудники «Ведомостей» опубликовали колонку с критикой политики исполняющего обязанности главного редактора Андрея Шмарова. 
В блогах
24 АПРЕЛЯ 2020
татьяна долматова: В очередной, "стопятисотый" раз "творческая элита" "теряет" Навального. Помню, как всей шоблой они его "теряли" в 2013 году на мэрской кампании. 
Война с зеркалами
23 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Клоун, назначенный исполнять обязанности главного редактора «Ведомостей», отдал устный приказ сотрудникам не ссылаться на опросы Левада-Центра и не публиковать больше критики по поводу обнуления президентских сроков. При этом он предельно честно сообщил, что таково указание, поступившее ему из Администрации президента. Лидер отечественной оппозиции Алексей Навальный немедленно обвинил бывшего владельца «Ведомостей» Демьяна Кудрявцева в том, что он коварно продал газету не тем людям и предал тем самым высокие идеалы. Навальному тут же ответил Марат Гельман, который стал сетовать, что тот не объединяет демократически настроенных людей, а создает свою персональную секту.
Прямая речь
23 АПРЕЛЯ 2020
Андрей Колесников: Они в панике. Они не понимают... как управлять теми социальными слоями, которые до пандемии считались лояльными власти. Леонид Гозман: Хотя эти читатели и немногочисленны, они влиятельны.
В СМИ
23 АПРЕЛЯ 2020
"Медиазона": Новый главред «Ведомостей» запретил критиковать поправки в Конституцию и ссылаться на опросы «Левада‑центра».
В блогах
23 АПРЕЛЯ 2020
Julia Bushueva: Сам факт разрушения репутации "Ведомостей" убивает. Так долго создавать эту репутацию, драться за нее, и даже местами страдать. А тут приходит некто вытирает о самое ценное... свои говнотопы.
Прямая речь
25 МАРТА 2020
Леонид Гозман: ...закроет ли он «Эхо Москвы» или нет? Это всё-таки главный бриллиант в короне «Газпром-медиа». И если не закроет, то можно предположить две вещи. 
Зачем меняют девочек в медийном борделе?
25 МАРТА 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На фоне «идеального шторма» — нарастающей пандемии и обвала экономики — сравнительно незаметно произошли серьезные кадровые перемены в сфере медиа, которые в иное время были бы в центре общественного внимания. Александр Жаров перешел из Роскомнадзора в руководство «Газпром-медиа». Ему на смену пришел Андрей Липов, служивший до этого начальником управления АП по развитию информационно-коммуникационных технологий. Один из наиболее ярких фактов в биографии Андрея Юрьевича – кураторство закона о «суверенном интернете», подписанном Путиным 1.05.2019. Так что цензурное ведомство по-прежнему в надежных руках.