КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВ Москве прошли очередные Адельгеймовские чтения

20 ИЮЛЯ 2015 г. ЕЛЕНА САННИКОВА



Знаменательно, что как раз накануне появилось заявление священника Вячеслава Винникова, написанное как отклик на выступление организаторов московских Адельгеймовских чтений Елены Волковой и Ирины Карацубы на телеканале «Дождь». Его больно задели слова возражавшего им Александра Архангельского о том, что священник не обязан занимать активную гражданскую позицию.

 «Я сказал себе:  мое пребывание в РПЦ закончилось… Я пришел мальчишкой в церковь гонимую, надеялся послужить в церкви свободной и милосердной, а оказался среди безжалостных гонителей. Сажать людей именем Христа — вот что настоящее кощунство!» — пишет священник, вспоминая Крестопоклонную неделю 2012 года, когда с амвонов московских церквей прозвучали  призывы к прихожанам подписывать обращение в прокуратуру против «кощунниц» (участниц группы Pussy Riot). Вячеслав Винников открыто обличает Церковь, «не поднимающую свой голос в защиту невинных узников 6 мая, арестованной Светланы Давыдовой и многих других бессудно посаженных, сажающую в тюрьму своего собрата о. Глеба Якунина, преследующую о. Павла Адельгейма, затравившую стольких добрых пастырей и мирян, порой до самой смерти!».   

Заявление Вячеслава Винникова появилось на «Гранях» 9 июля, Адельгеймовские чтения на тему «Церковь и суд» прошли в «Мемориале» 11 июля, на них были озвучены схожие переживания и мысли.

Так, к решению об уходе из РПЦ пришел заштатный священник Роман Зайцев, выступивший с коротким докладом «Внутрицерковные и государственные репрессии: оригинал и копия». Роман Зайцев рассказал о бесправном положении священников в РПЦ, о самодурстве многих благочинных и епископов, которым ничего не стоит запретить священника в служении, лишить сана. Серьезная кара для любого священника — перевод в другой приход, особенно если он сам восстановил храм, наладил приходскую жизнь. Перевести могут в любую минуту, по любому поводу и без повода, и никакой возможности обжалования и поиска справедливости у священника нет. Духовенство в страхе. Епархиальное начальство бесконтрольно взимает большие суммы с приходов, существует «тьма тьмущая поборов». В собираемых средствах церковное начальство ни перед кем не отчитывается. Благочинные могут оказывать давление на священников по любому поводу, вплоть до мелочей: мол, не будешь покупать для продажи товары софринского производства — переведу в глухую деревню, и так далее.

В докладе «Кривосудие по-суздальски: хроника судебного преследования РПАЦ» поэт и  участник Общества христианского просвещения Илья Морозов рассказал о том, как уничтожали автономную церковь в Суздале, какие грязные методы при этом применялись. Как, например, была создана специальная организация при партии «За Русь святую», которая в течение года терроризировала население Суздаля. На митрополита Валентина Русанцова, главу РПАЦ, перенесшего два инфаркта и страдавшего диабетом, возвели бредовые обвинения,  устроили громкое и постыдное судилище. И хотя судом обвинения были в конечном итоге сняты, травля сократила митрополиту жизнь. Илья Морозов назвал Московский патриархат «псевдоморфозой».

Однако Адельгеймовские чтения проходили под портретом Павла Адельгейма на экране — священника, который, несмотря на вопиющую несправедливость и гонения со стороны церковного начальства, никогда не заявлял о своем уходе из РПЦ и не призывал к этому других.

Музыковед Владимир Гуревич, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, рассказал, как в академии из-под полы передают друг другу книги Павла Адельгейма, с каким уважением отзываются о нем люди, наделенные высоким саном, в разговорах между собой, опасаясь при этом говорить о нем во всеуслышание и распространять его книги открыто.

В работе «Догмат о Церкви в канонах и практике» Павел Адельгейм подверг взвешенной, глубоко обоснованной критике сложившиеся в современной РПЦ порядки и правила. Он шел прямым путем страстного проповедника и миссионерского деятеля, за что терпел и гонения со стороны церковных властей, и предательства сослуживцев.   

Участники чтений пришли к выводу, что евангельские слова «не судите, да не судимы будете» обычно вырывают из контекста. Пример обличения книжников и фарисеев дает Христос. Призыв обличить брата, если он не прав, содержится в Нагорной проповеди. Другое дело, что суд христианина милосерден, он обличает ради утверждения правды, но не ради наказания. Прощение — один их важнейших постулатов христианской веры. А вот что действительно недопустимо — так это судить и осуждать в ситуации, когда у самого нечиста совесть.

Другой темой Адельгеймовских чтений стало обсуждение судебных процессов над так называемыми богохульниками. Юрист Анита Соболева в докладе «Свобода художественного творчества и защита чувств верующих: поиск баланса в правовых спорах» рассказала о случаях отказа Европейского суда по правам человека защищать интересы людей, обвиненных в богохульстве в разных странах Европы. В такой практике она усматривает тень Средневековья.

Обвинение в оскорблении чувств верующих вообще кажется ей абсурдным,  поскольку верующий христианин не может оскорбляться «за Бога». «Бог поругаем не бывает» — гласит новозаветный текст. В уголовных преследованиях  Pussy Riot и, в свое время, Сахаровского центра за выставку «Осторожно, религия!» Соболева усматривает преобладание политической составляющей. Некоторые священники были против уголовного преследования панк-певиц. Павел Адельгейм многократно высказывался в защиту арестованных Pussy Riot. «Когда граждане, называющие себя православными, требуют мести и крови этих девушек, горько на душе…» — писал он в своем блоге.  

Чувство — вещь глубоко индивидуальная. Кого-то оскорбит изображение, а кого-то — агрессия в устах церковного человека. Допустимо ли вообще уголовное преследование «кощунников»? Анита Соболева считает, что не допустимо.

Есть институт компенсации морального вреда в рамках гражданского судопроизводства, именно этот механизм и нужно применять, рассматривая дела об оскорблении чувств верующих. В этом случае и моральная ответственность за гонения на «кощунника» ложилась бы не на церковь и общество, а на частное лицо. Уголовное же преследование в подобных ситуациях действительно отдает Средневековьем.


Фотография автора




Версия для печати