Что делать?
25 июля 2021 г.
Как обустроить Россию: пример Грузии
11 ФЕВРАЛЯ 2020, ПЕТР ФИЛИППОВ

АР/TASS

 

Почему в одних странах люди живут в достатке, а в других еле сводят концы с концами? Экономисты считают, что все дело в культуре народа, в его обычаях и принятых порядках, в законах. Если есть стимулы учиться, работать, проявлять предприимчивость в бизнесе, то экономический рост стране гарантирован. А если люди обложены данью, откатами и налогами, то они будут жить в нищете.

Американские ученые Норт, Уоллес и Вайнгаст в своей книге «Насилие и социальные порядки» показали, что уровень жизни любого народа зависит, прежде всего, от того, равны ли граждане перед законом. Судить по закону или по правилу «своим все, а чужим закон»? Опросите прохожих на улицах российских городов, и вам скажут, что суды у нас «карманные», полиция коррумпирована, а депутаты от провластных партий купаются в роскоши. В то же время деятельность независимых партий, митинги и демонстрации ограничивают как бы «по закону», оппозиционные партии не регистрируют.

Ученые, исходя из опыта большого числа стран, пришли к выводу, что уровень жизни населения напрямую зависит и от того, есть ли в стране устойчивые общественные организации. Как в политике, так и в экономике. В России таких устойчивых организаций нет. Наши партии связаны с личностями — Путина, Жириновского, Зюганова, Явлинского, других лидеров. Да и парламент у нас не место для дискуссий. В нем, как во времена СССР, идет голосование за законы, написанные в интересах правящей бюрократии, силовиков, а не граждан страны. Но для развития экономики страны очень важен контроль общества над силовиками. У нас же скорее силовики контролируют общество и роскошествуют за счет налогоплательщиков.

Выходит, главное для роста уровня жизни людей — есть ли в стране политическая конкуренция и честные выборы. Могут ли граждане привести к власти ту партию, которая способна обеспечить экономическое развитие? Россияне сделать этого сегодня не в состоянии. Наша власть успешно зомбирует население и фальсифицирует выборы. Пока...

***

Можно ли повысить уровень доходов россиян, изменив в стране порядки? Пример Грузии показывает, что можно. После радикальной реформы полиции в 2004-2005 оказалось, что Грузия вполне в состоянии иметь не коррумпированную полицию. Президенту страны Михаилу Саакашвили, министру внутренних дел Вано Мерабишвили и прокурору Зурабу Адеишвили, их соратникам и сторонникам стало ясно, что наряду с борьбой с коррупцией можно решить и другие проблемы страны. Если к этому стремиться, а народ их поддержит. Народ их поддержал. Правда, за исключением старой номенклатуры.

Власть стала упорно уменьшать бюрократические барьеры ведения бизнеса, блокировать вмешательство чиновников. Чиновники были поставлены в жесткие рамки по времени реагирования на запросы предпринимателей и населения. Из 18 министерств остались 13, из 52 ведомств — 34, в оставшихся учреждениях персонал сократили почти вдвое. Количество лицензий и разрешительных процедур сократили с 1 тыс. до 140, отменили практически все ГОСТы. В основу системы разрешений был положен опыт Швеции и Новой Зеландии.

Максимально упростили налоговое законодательство, уменьшив общую фискальную нагрузку. Из 22 налогов осталось только 6, но вскоре их число уменьшили до 4-х. Одновременно сократили ставки налогов. Вместо 16 таможенных тарифов, которые доходили до 30%, осталось три — 0%, 5% и 12%. Здесь был заимствован опыт Сингапура и Гонконга[1].

Был принят Акт экономической свободы, очертивший основные принципы либеральной экономики и ограничения, переступать которые государство не вправе. Так, государственные расходы ограничиваются 30% ВВП, запрещается увеличивать общее число лицензий и создавать новые регулирующие органы. Введение новых налогов допускается только путем всенародного референдума, отменяется любой контроль за ценами, государство отказывается от владения банками и другими посредническими финансовыми институтами, снимаются ограничения на конвертацию лари, запрещаются любые ограничения на движения капитала и др.[2]

Вместо традиционного антимонопольного законодательства был принят закон «О свободной и конкурентной торговле», не допускающий ограничение конкурентной среды. Грузия практически полностью открыла финансовый и биржевой рынки для международной конкуренции, иностранные банки категории А+ и выше могут входить на грузинский рынок без ограничений.

В течение нескольких лет в стране была проведена почти полная приватизация. Крупных объектов в собственности государства не осталось. В частные руки переданы практически все предприятия, включая стратегические — заводы, объекты инфраструктуры, здравоохранения и образования, суда, лесные, водные, рыбные ресурсы, 66% земель сельскохозяйственного назначения и др. Средства от приватизации составили десятки процентов ВВП и были направлены на проведение реформ.

Параллельно с либерализацией экономики реформаторы пытались приучить бизнесменов и простых граждан платить налоги. Ранее до бюджета доходило от силы 10% налогов. Было невозможно разобраться в налоговой задолженности компаний и собирать платежи. Поэтому в 2004 году амнистировали все налоговые преступления предыдущих лет, отчетность до 2004 года разрешили уничтожить, а для чиновников, которые ее потребуют, предусмотрели уголовное наказание. После того как у предпринимателей исчезла необходимость работать по «серым» схемам и было улучшено администрирование налогов, налоговые поступления стали расти. В 2004 году они составили 15,6% ВВП, в 2005-м — 17,1, в 2006-м — 19,2, в 2007-м — 21,6, в 2008-м — 24,9, в 2009-м — 24,5% ВВП[3]. Тем не менее, налоговая нагрузка на бизнес осталась минимальной.

В Грузии максимально упростили взаимодействие граждан с государством. Компанию любой формы собственности можно теперь открыть в течение 13 минут (это норматив). И хотя регистрацией занимается Минюст (а не налоговая служба), идти туда необязательно, достаточно обратиться в отделение банка, где есть уполномоченный Минюстом сотрудник, или зарегистрировать бизнес через интернет в режиме онлайн. В открытом доступе в интернете размещен электронный реестр прав собственности на все объекты за исключением секретных объектов Минобороны. Сегодня в Грузии можно за один день открыть свой бизнес, купить или снять помещение и начать работать. И к вам не придут ни бандиты, ни полицейские, ни пожарные, ни санэпидстанция.

Сравните это с Россией. Вячеслав Леонтьев, управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры»: «Мои коллеги из Европы поражаются, как просто в России изъять финансовые документы у компании, заблокировать работу на некоторое время, а также тому, что после признания этих действий незаконными проверяющие не несут ответственности, бизнесу никто не возмещает упущенной выгоды. Так не может продолжаться долго. Поможет, в частности, существенное ограничение полномочий МВД в части проверок бизнеса. Запросы финансовых документов, изъятие компьютеров, причем в рамках «обследования», еще до возбуждения уголовного дела, мягко говоря, затрудняют ведение бизнеса в России»[4].

По легкости ведения бизнеса, который каждый год определяет Всемирный банк, Грузия в 2009 году вышла на 11-е место в мире (со 150-го места в 2004 году), опередив Финляндию, Швецию и Японию, и на 1-е место по простоте регистрации бизнеса, на которую в стране уходит 1 день, тогда как в России  31 день, в Греции — 33 дня, в Болгарии — 20 дней[5]. Американский журнал Forbes, оценивающий легкость уплаты налогов, назвал Грузию самым либеральным государством Европы.

Все это привлекает иностранных инвесторов. На проспекте Шота Руставели открылись отели Marriott, Radisson, Sheraton, Kempinski. Инвесторы из ОАЭ купили и отстроили порт в Поти. Турки приобрели и реконструировали аэропорты в Тбилиси и Батуми. Украинский миллиардер купил горнолыжный курорт Гудаури. Российскому бизнесу принадлежат грузинские электросети.

В 20042009 годах грузинская экономика получила 6,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций; по объему накопленных прямых иностранных инвестиций в расчете на душу человека маленькая и не имеющая полезных ископаемых Грузия догнала огромную Россию; по объемам полученных внешних инвестиций и по привлекательности для иностранных инвесторов Грузия сравнялась с новыми членами ЕС[6].

В результате за первые пять лет реформ нищее и полуразрушенное государство превратилось в бурно развивающуюся экономику. Доходы грузинского бюджета за 2003–2008 годы выросли почти в 6 раз: с 558 млн до 3,3 млрд долларов, в 2004–2008 годах экономика Грузии росла на 9–12% в год, в 2008 году из-за мирового кризиса и августовской войны ВВП упал, но лишь на 3,9% — благодаря диверсифицированной экономике.

Каков же вывод из опыта Грузии? Реальные успешные реформы, направленные на европеизацию страны, возможны. Надо только этого действительно хотеть, а не ежегодно обещать народу в послании что-то сделать. Доведение до общества правильных моделей поведения, насаждение новых практик, неукоснительное их соблюдение самими реформаторами, применение жестких мер не для перераспределения материальных благ в свою пользу, а ради возможности продолжать реформы, которые облегчат жизнь всему народу, — ключевые факторы успеха. И, конечно, нужны новые люди во власти, мыслящие по-европейски.

На обвинения в авторитаризме Михаил Саакашвили ответил: «Все эти люди возражают лишь против тактики, а не против целей. А это несущественная вещь». Он убежден, что нет страны, которой не подходит демократия, нет народа, которому не подходит бурное развитие, и нет культурных особенностей, которые могут служить препятствием для свободы. Это Грузия доказала собственным примером.

Если успех грузинских реформ во многом обусловлен личными качествами реформаторов, их мировоззрением, то не будут ли результаты реформ сведены на нет с приходом во власть других людей? Гарантией от этого является степень принятия реформ населением. Реформа полиции воспринята грузинским народом почти стопроцентно. И если новая политическая власть попытается вернуть гаишников и прежние порядки, это будет означать ее моментальную политическую смерть.

Действительно, судя по впечатлениям туристов, сегодня полиция Грузии в своей работе практически не отличается от той, которую удалось сформировать Саакашвили и его единомышленникам. Оказались не бесполезными и усилия реформаторов по борьбе с   коррупцией, бывшей стержнем грузинского общества в прошлом веке. Новые правила жизни укоренились и выполняются даже при правительстве, сформированном противниками реформаторов, сплотившимися в партию «Грузинская мечта».

Поддерживает движение Грузии в сторону демократии и либеральной экономики и международное сообщество. ЕСПЧ предложил сбалансировать политическое представительство в избирательных комиссиях, обеспечить свободу и разнообразие в медиасфере.  Между тем, в последнее время грузинская оппозиция консолидируются. Недавно Саакашвили объявил о создании политического штаба объединенной оппозиции. Она намерена выставить единых кандидатов на парламентских выборах осенью 2020 года. Ускорится ли развитие Грузии по либеральной траектории, станет видно уже осенью этого года.

 

Применим ли опыт маленькой Грузии в большой России? Экс премьер Дмитрий Медведев: «Мы не такая, извините, фитюлька, не малюсенькое государство, которое мне иногда приводят в пример и говорят: "Знаете, давайте всех полицейских выгоним и наберем новых", (…) мы не маленькая страна, в которой можно сделать подобную вещь. Мы — большая страна. У нас сотрудников полиции вместе с гражданским персоналом под 2 млн (…) Их невозможно поменять никакими распоряжениями. Их нужно воспитывать»[7].

Сложнее или проще проводить реформы в большой стране — это вторично, главное — понимание, что без них не обойтись. Хотя у большого размера страны есть свои преимущества[8]. Проще подобрать порядочных, амбициозных, нацеленных на результат, не коррумпированных людей. Изменение подходов к формированию госаппарата позволяет им проявиться и реализоваться. В большой стране больше ресурсов для нововведений, главное, чтобы их не разворовывали. Внешняя помощь полезна, но не является решающей. Мировое сообщество помогает 138 развивающимся странам, но лишь единицы из них провели успешные реформы. Для того чтобы иметь средства на финансирование реформ, необходимо обуздать коррупцию, сократить чрезмерно разбухший госаппарат, создать благоприятные условия для ведения бизнеса и привлечения инвестиций.

В большой стране менее тесные родственные связи, которые зачастую становятся серьезной помехой в борьбе с коррупцией. Грузинские реформаторы, отказавшись от блата, испортили отношение с многочисленными родственниками и друзьями.

Вано Мерабишвили: «Неудачными реформы бывают, когда их противники сильнее сторонников. Чем государство больше, тем труднее консолидировать противников реформ. В Грузии 10 тыс. человек могут создать больше общественного мнения, чем в России 200 тысяч или 1 миллион. Чем страна меньше, тем группы интересов больше влияют на ситуацию. (…) Когда мы начали реформы, в Грузии государственная система была раз в 10 слабее, чем в России. Государственные институты в России традиционно были более управляемые, ведь российская государственность существует с XII века. С другой стороны, средний российский гражданин более законопослушный, чем грузинский. Тут дело не только в ворах в законе. Российский гражданин всегда был более образованным. (…)

Даже если бы полиция в России провела реальную серьезную реформу, это не помогло бы. Если во всем государстве ее не провести, полиция продержится не более трех месяцев. Как ты можешь морально поменяться, когда вокруг всё то же самое? Если полицейский видит, что пожарный берет взятки, налоговый инспектор берет взятки, то он не поверит своему начальнику, что тот не берет взятки»[9].

Таким образом, ссылки на размер страны как на серьезное препятствие говорят о нежелании властей проводить реальные реформы и неготовности общества подвигнуть их к этому. Сегодняшняя Россия есть результат развития экономики без политических изменений, точечные изменения носят скорее демонстрационный характер, маскируют, а не решают проблемы.

Об этом же и Александр Куликов, в прошлом депутат Госдумы: «Нельзя в рамках действующей политической системы реформировать одно какое-то ведомство, тем более такое политически значимое, как МВД. Ведь сама политическая система сегодня требует принципиальных и качественных изменений, которые позволили бы поставить под контроль общества исполнительную власть, возвратить народу право действительно демократическим путем выбирать органы власти. Кроме того, необходимо вернуть парламенту ту значимость, которая существует во всех демократических странах. Без этого невозможно реформировать правоохранительные органы, поскольку они завязаны на одну структуру — на президента с его администрацией. (…) Эта ветвь власти не подконтрольна народу, общественности и парламенту. Что бы мы ни реформировали, всё будет возвращаться на круги своя»[10].

 


[1]  Сыч В. Революция яппи. Грузинская молодежь превращает страну в рай для инвесторов // Корреспондент. № 20. 28.05.2010. – http://korrespondent.net/world/1080617-korrespondent-gruzinskaya-molodezh-prevrashchaet-stranu-v-raj-dlya-investorov-reportazh-iz-gruzii

[2] Епифанцев А. Анализ грузинских реформ. Применимы ли они в России? // Агентство политических новостей. 18.01.2011. – http://www.apn.ru/publications/article23547.htm

[3] Два месяца без ГАИ, или как избавиться от коррупции. Интервью с Л. Бураковой // E-xecutive.ru. 02.06.2011. – http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1496232/

[4] Советы полицейским – мнения членов рабочей группы по реформе МВД // РВК  daily. 04.07.2012. – http://www.rbcdaily.ru/2012/07/04/focus/562949984243656

[5] Росбалт. 27.07.2010. – http://www.rosbalt.ru/2010/07/27/757189.html

[6] Епифанцев А. Анализ грузинских реформ. Применимы ли они в России? // Агентство политических новостей. 18.01.2011. – http://www.apn.ru/publications/article23547.htm

[7] Интервью Дмитрия Медведева российским телеканалам // Российская газета. 26.04.2012. – http://www.rg.ru/2012/04/26/stenogramma.html

[8] Буракова Л. Реформы в большой стране // Ведомости. 16.04.2012. – http://www.iea.ru/georgia.php?id=24

[9] Как у Грузии получилось. Интервью с Вано Мерабишвили. Закон времени. 28.05.2012. –http://lawoftime.net/novosti/kult-20-h/intervyu-vano-merabishvili-forbes-ru.html

[10] Кто виноват в провале реформы МВД? Интервью с А. Куликовым // Особая буква. 16.01.2012. – http://www.specletter.com/obcshestvo/2012-01-16/bednyi-bednyi-nurgaliev.html

Фото: AP Photo/Shakh Айвазов












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Как учат детей финны
24 ИЮЛЯ 2021 // ЕВГЕНИЯ ЛИТВИНОВА
Каждый  народ заслуживает  ту молодежь, которую имеет. Где-то молодых учат творить, а где-то ходить в солдатской форме с автоматом в руках. Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности,  по  числу полученных патентов  в 2020 году впереди всех Китай — свыше 1 млн  400 тыс., и США — более 620 тысяч. Россия может похвастаться жалкими 35 тысячами патентов. Разве не обидно?! В чем причина нашей отсталости? В наших порядках и обычаях. И прежде всего в школьном образовании. Сравним наши школы с финскими...
О чем говорят опросы Левада-Центра. Дайджест
12 ИЮЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россияне в большинстве своем политически аморальны. Особенно старшего возраста. Аморальность россиянина не в том, что он сам аморален, а в том, что не видит ничего особенного в том, что власть аморальна, коррумпирована. Это привычно. Россияне приспособились к репрессивному государству. «Средний» россиянин – бедный и не инициативный человек. Он привык жить в стране, где власть не подчинена обществу, а административный произвол – норма жизни. Это человек смирившийся, для которого двоемыслие – способ уживаться с властью. По данным последних опросов Левада-Центра, лишь 17% считают, что Путин и его окружение виновны в злоупотреблениях властью. 29% категорически отказываются в это верить.
Выборы президента РФ 1996: каково все-таки их качество?
2 ИЮЛЯ 2021 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
25 лет назад произошло важное для России событие. 3 июля 1996 года состоялся второй тур выборов президента РФ.  Борис Ельцин победил Геннадия Зюганова с солидным преимуществом в десять миллионов голосов: 53,83% и 40,30% соответственно. За две недели до этого первый тур прошел в равной борьбе, и разница составляла всего лишь три процента. Для двухтуровых выборов это вполне обычные показатели. По многим другим формальным параметрам это были самые демократические выборы в постсоветской истории.
О перспективах России
29 ИЮНЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте задумаемся о перспективе России стать развитой страной с высоким уровнем жизни населения. Чем Россия отличается от европейских стран? Понятно, что в странах, где население неграмотно, не владеет азами счета и мало что понимает в технике, организовывать   прибыльные производства трудновато. Но россияне — народ образованный, в естественных науках разбираются.  Почему же в Европе уровень жизни простых людей намного выше, чем в России?  Хотя нефти и газа (за исключением Норвегии) в европейских странах нет?
Послание народу России от ведущих учёных-экономистов страны и мира
6 МАЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, сообщество экономистов, работающих в ведущих университетах России и за ее пределами, крайне обеспокоены траекторией развития Российской Федерации в последние годы. Мы считаем, что политические репрессии, отсутствие сменяемости власти и политической конкуренции уже привели к катастрофическим последствиям для российской экономики и дорого обойдутся ей в ближайшие годы. Мы требуем освободить Алексея Навального и прекратить незаконное преследование его сторонников и участников мирных протестных акций.1. «Потерянное десятилетие» – отсутствие экономического роста в 2010-х годах и угроза еще одного потерянного десятилетия – это невосполнимое экономическое отставание на многие годы вперед...
Гири на ногах россиян
8 МАРТА 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Если опросить прохожих, зачем политическая конкуренция нужна лично им, то большинство затруднится с ответом. Ведь живем же мы фактически без нее, оппозиция в Госдуме – фикция, россияне в подавляющем большинстве в деятельности политических партий не участвуют, надеются на доброго царя-президента. И почти никто не связывает болезнь, поразившую наше общество – повальную коррупцию – с отсутствием в Госдуме и региональных парламентах реальной оппозиции. Но действительно, может ли политическая конкуренция стать лекарством от этой заразы – коррупции?
Разговор за праздничным столом. О прозрачности доходов и оттоке капитала из России
24 ФЕВРАЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как обычно, 23 февраля друзья собрались за праздничным столом. С женами. Выпили, закусили и ударились в политику… Первым начал Лева. Он всегда старается ухватиться за главное. Вот и на этот раз его вопрос — прямо в десятку: Лев, физик: Господа! Мы с женой, еще до этой пандемии, в Финляндию к знакомым ездили. Пока туда пускали. И немало удивились. Вот где люди богато живут! Простые граждане, не тузы, не олигархи! Я даже не поленился и потом из Википедии цифры выудил. Оказалось, что у финнов уровень оплаты труда в пять раз выше, чем у россиян! И это примерно при тех же ценах и на еду, и на квартиры. А образование бесплатное, причем лучшее в мире! У финнов средняя зарплата 3400 долларов в месяц, а у нас всего 630! Хотя залежей газа и нефти в Финляндии нет. Почему такая разница?
О роли личности самодержца
18 ФЕВРАЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Массовые демонстрации в поддержку Алексея Навального, беспредел силовиков, задержание тысяч протестующих, судебные процессы над ними — все это свидетельствует о том, что в России сохраняется исторически сложившаяся форма власти — самодержавие. Диктатура, при которой властитель несет ответственность только перед самим собой за все свои дела и прегрешения. А страна — его большое имение. В развитых странах президентом или премьером народ выбирает политиков и экономистов, цель которых экономическое и культурное развитие страны. И реализуют эти лидеры свои полномочия в рамках разделения властей, системы сдержек и противовесов, когда исполнительная власть контролируется избранниками народа. В постсоветских странах все устроено иначе.
С Ельциным нам повезло!
3 ФЕВРАЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Людям всегда нужен вожак, лидер. Мы же существа стадные. Но лидер может завести свой народ в болото нищеты, вооружив при этом армию ядерным оружием, как сделал это в Северной Корее Ким Чен Ин. А может, как Ли Кван Ю, привести народ Сингапура к высочайшему уровню жизни населения. Ленин и Сталин затащили нас в болото административно-командной системы, а Ельцин вывел Россию к рынку, к конкуренции – двигателю прогресса. Встань во главе России Зюганов, Лигачев или Романов, мы бы до сих пор барахтались в советской трясине. Нам действительно повезло с Ельциным!
Фашизм – угроза всему человечеству
2 ФЕВРАЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Путин в своей недавней on-line речи в Давосе в дипломатической форме повторил свою прежнюю угрозу погубить человечество, которое, по его мнению, без российской империи просто не должно сохраниться. Есть вероятность, что он действительно может дать приказ о начале процедуры самоубийства, ведь имеющихся в его распоряжении запасов ядерного оружия хватит на то, чтобы много раз уничтожить все живое на Земле.  А инстинктивная готовность подчиненных выполнить приказ начальства и нажать кнопку — поразительна. Те, кто смотрел на YouTube видеоролик «4 Случая, когда человечество едва не уничтожили», это видели.