Что делать?
20 сентября 2021 г.
Как учат детей финны



Каждый  народ заслуживает  ту молодежь, которую имеет. Где-то молодых учат творить, а где-то ходить в солдатской форме с автоматом в руках. Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности,  по  числу полученных патентов  в 2020 году впереди всех Китай — свыше 1 млн  400 тыс., и США — более 620 тысяч. Россия может похвастаться жалкими 35 тысячами патентов. Разве не обидно?!

В чем причина нашей отсталости? В наших порядках и обычаях. И прежде всего в школьном образовании. Сравним наши школы с финскими. Сто лет назад финны и россияне жили в одном государстве, Российской империи. Но финны не приняли утопию социализма и учредили демократию. Сегодня уровень жизни в Финляндии намного выше, чем в России. Хотя там нет нефти и газа на экспорт. По опросам социологов, финны — самый счастливый народ в мире. Молодцы!

Всем хочется, чтобы их дети были счастливыми, чтобы учителя их не унижали, не гнобили, помогали развивать таланты. Чтобы школа была не  казармой, а местом, где детей учат творить. Но достичь этого удается не везде. Финляндия, согласно мониторингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, стоит на первом месте по качеству образования. Это был заказ общества. Его финны выразили на выборах. У них,  в условиях политической конкуренции, нельзя не выполнить запрос избирателей — лишишься должности и уступишь свое место оппозиции!

Финские избиратели потребовали от властей изменить систему образования, сделав упор на равенстве и доступности. Это был 1960 год, а к 20-м годам нашего века система их школьного образования заслужила всеобщее восхищение. Недаром ее называют в мире «финским чудом».

Чем финская школа отличается от российской? Самим подходом к образованию. Ребенка можно заставить учить уроки угрозой плохой оценки, руганью, наказанием. А можно заинтересовать, побудить его к творчеству. Ведь в юности у всех людей есть потребность осваивать новое, творить, выдумывать, пробовать.

Как развивать у детей потребность к творчеству? Способов много. Учитель может не просто потребовать выучить таблицу умножения, а предложить ученикам придумать задачки с умножением. И даже обсудить  их. Можно не просто заставлять школьников вызубривать формулы подсчета площадей, а предложить ученикам рассчитать наиболее экономный проект сельского дома. Творчество — двигатель прогресса! Совет «не изобретать велосипед» давно устарел. Посмотрите, сколько новых конструкций велосипедов! Кстати, идеи из учебника Альтшуллера, как изобретать новое,  тоже полезно доносить до школьников. Именно на такое развитие творческого потенциала детей ориентирована финская школа. Завидно?

В основа финского подхода лежит уважение к ученикам. Учитель не может обижать школьников. Учитель не имеет права повысить голос, не может позволить себе грубость, унизительный комментарий, неуместную шутку. В финской школе очень важна установка на эмоциональный контакт учителя и ученика, на психологическую безопасность, на отсутствие тревожности. С ранних лет ребенку объясняют, что у него есть права. Такие же, как у всех остальных. Уважение друг к другу — это именно то, что формирует финская школа.

Российский подход к школьному образованию противоположен финскому. У нас в центре внимания не школьник с его талантами, а государство и «государственные интересы». Именно поэтому наша школа так напоминает казарму. В ней господствует принуждение, обязаловка, а творчество и учителей, и учеников загнано в подполье.  Объясняют это просто: кто платит, тот и заказывает музыку. Если образование финансируют власти, то они и определяют его задачи. Но это ложь. Это мы платим налоги, чтобы содержать школы. А государство наше — это всего лишь сообщество его граждан. У него есть органы управления, но они обязаны удовлетворять  наши потребности. А чиновники — обслуживать нас.

В России мы привыкли, что детям ставят оценки, что их публично сравнивают между собой. Дух соревнования присущ спорту, без соревнований нет рекордов. Но порою более полезна физкультура миллионов, она всех нас делает здоровыми.

В основе нашей  школы — поощрение и наказание. А финский ребенок растет в другой атмосфере. У него мотивируют самостоятельное развитие. Оценки в финской школе не ставятся до 6-го класса. А публично они не обсуждаются никогда!

К доске вызывать ученика  в Финляндии тоже не принято. Самому ученику и его родителям учитель сообщает: этот материал надо проработать серьезнее. А здесь ты молодец, у тебя всё получилось! И родители учеников между собой не соревнуются, не хвастаются успехами детей. Ученик учится не для учителя, не для родителей, а для себя. Если к учебе нет тяги, может закончить девятилетку и освоить рабочую специальность. Это его выбор!

Домашние задания в финской школе обычно не задают. Учебный материал должен быть освоен во время урока. Платного репетиторства в Финляндии нет. Если кто-то из учеников нуждается в дополнительных занятиях, учитель просто остается с учеником после уроков и помогает ему разобраться в сложной теме.

Финская школа бесплатная. Бесплатны и учебники, и планшеты, и канцелярские принадлежности. В школах  бесплатно кормят. Еда вкусная, ешь, сколько хочешь.

Финская школа даже внешне не похожа на российскую: красивая, уютная, комфортная. Школы расположены в красивых, современных зданиях с хорошо оборудованными кабинетами, лабораториями, спортивными залами. В любой городской или деревенской школе есть лифт-подъемник для инвалидной коляски. А деревянной будки-туалета в школьном дворе нет.

В  классах нет привычных нам рядов  парт. Бывает, что вместо парт есть ковры и подушки — для маленьких. Или квадратные столы, за которые можно сесть вчетвером и обсуждать творческий проект. Иногда парты расставлены в кружок — все видят друг друга. Из такой школы школьники не спешат уходить.

В Финляндии в отличие от многих стран нет установки на выращивание детей элиты в привилегированных школах. Все школы финансируются одинаково. Единственное исключение — дополнительные занятия с одаренными детьми, склонными к рисованию, музыке или спорту.

Деревенские школы не хуже городских. Дети, приехавшие из других стран, получают такое же образование, как и коренные финны. Рядом с ребенком мигрантов, не говорящим ни по-фински, ни по-шведски, постоянно находится помощник учителя — тьютор, который всё ему переводит.

Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое внимание. Разница между слабыми и сильными учащимися самая маленькая в мире. Но разве не мешают дети с особенностями развития обучению одаренных детей? Не отвлекают ли они  на себя всё внимание учителя? Нет, тьюторы снимают эту проблему. Дорого? Конечно. Но дело в приоритетах. На людях и их потребностях в Финляндии экономить не принято. 

В России, если ученик не сделал домашнее задание, ему поставят двойку. Ведь у нас всё построено на зарабатывании баллов. В финской школе оценок гораздо меньше. Если  не сделал домашнее задание, поставят минус, если сделал — плюс. Работа на уроке оценивается по такому же принципу.

У младших школьников  в Финляндии оценок вообще нет. У старших оценки ставятся только за тесты несколько раз за четверть. Посмотреть их можно только в личном кабинете. Учителя не оглашают результаты тестов при всем классе, чтобы дети не сравнивали себя друг с другом, не думали, что они хуже или лучше других. Цель финской школы сделать так, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они шли в школу с удовольствием.

Если в России учителя видят главную проблему в дефиците внимания учеников к их словам, то финны пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». В младших классах нет контрольных работ, нет вызовов к доске. Это позволяет снять у детей стресс, помогает психологической стабильности. Учеба не превращается в каторгу, дает радость творчества, радость преодоления себя, а не страх, что ты хуже других.

Показательно, что финских детей не надо принуждать посещать школу, они идут в нее с удовольствием Хотя финские школьники имеют право и не ходить в школу без уважительных причин. Но ведь ходят! Им школа нравится, там интересно.

 Финский опыт показывает, что можно создать систему образования, в которой все школьники учатся с удовольствием, придавая значение скорее творчеству и сотрудничеству, нежели  соревнованию. Интересно, не правда ли?

 

 Фото:  Verstas

 












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Финляндия. Сравним и сделаем выводы
15 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Финляндия – небольшая страна, ближайший сосед России, граничащий с Ленинградской и Мурманской областями и Республикой Карелия. Финляндия находилась в составе России с 1809 по 2017 год. Население Финляндии – 5,5 миллионов человек – сосредоточено в основном в южных и центральных частях страны. Внутренний валовый продукт (ВВП) Финляндии по номиналу составляет 48810 дол. (15 место в мире), по паритету покупательной способности (ППС) 50748 дол. (21 место).
О коррупции
11 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВЛАДИМИР МАРАХОНОВ
Обсуждение коррупции всегда было очень популярно у нас в России. Видеоролики Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о золотых унитазах и алмазах, которых не счесть в каменных пещерах скромных российских чиновников и правоохранителей, набирают миллионы просмотров. Руководство страны тоже обеспокоено этим вопросом: например, совсем недавно, 16 августа, был подписан указ президента Российской Федерации о Национальном плане противодействия коррупции. Т. е. наш президент придает проблеме коррупции общенациональное значение. Однако, если вы попробуете провести на эту тему опрос граждан на улице, вы натолкнетесь на некоторые странности.
Эстония. Можем позавидовать
6 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
Эстония — небольшая страна с населением чуть более 1,33 млн человек, ближайший сосед России, граничащий с Ленинградской и Псковской областями. Эстония была в составе России по 1918 год, а затем входила в состав СССР с 1940 года до его распада в 1991-м. ВВП Эстонии на душу населения в 2019 году по номиналу 23 758 долл. (41-й), по ППС — 38 540 долл. (38-й). Среди посткоммунистических стран Эстония является одной из самых развитых. В 2019 году по ВВП на душу населения (номинал) она занимала 2-е место после Словении,по ВВП на душу населения (ППС) — 3-е место после Словении и Чехии (2019 год).
Сдержки и противовесы. Позиционные конфликты
4 СЕНТЯБРЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Диалог на кухне вечером Она: Мы тут с подругами поспорили о позиционных конфликтах. Нужны ли они? Если работник порядочный и работает хорошо, зачем ему конфликт? Он: Посмотрим правде в глаза. Человек, нашедший денежную купюру на тротуаре, вряд ли побежит искать того, кто ее потерял. Такова природа человека. А многие наши чиновники не откажутся от взятки, например, за согласование завышенной сметы на строительство дороги. Хотя такая смета лишит нас средств на строительство еще одной дороги. По оценке Transperancy International, по уровню коррупции Россия — один из лидеров в мире! И корень зла — в нашей культуре…
Как учат уму-разуму малых в Эстонии
3 СЕНТЯБРЯ 2021 // ВИКТОР МИХАЙЛОВ
В Эстонии создана достаточно продуманная система дошкольного образования. В настоящее в стране есть сады с преподаванием на эстонском языке, на русском и смешанные, то есть предоставляющие двуязычную систему образования и обучения. Так, в столице страны Таллинне существует около 130 детских садов, примерно 80 из них предлагают обучение детей на эстонском языке, примерно 30 – на русском, около 20 садов смешанные. Всего в Эстонии действуют 106 детских садов с обучением на русском языке, их посещают более 11 тысяч детей. Примерно 93% садиков – муниципальные, остальные – частные.
Жажда власти и позиционные конфликты
25 АВГУСТА 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Интересы власть имущих порой подвигают их на дела, для них самих весьма пагубные. И опасные для сограждан. Таким был путч ГКЧП, тридцатилетие провала которого мы отметили недавно. Путчисты пошли под суд, номенклатура КПСС лишилась своих кабинетов. Но жертв было бы великое множество, если бы силовики выполнили приказ союзного начальства! Ведь тогда сотни тысяч москвичей пришли защищать Белый дом, свое право выбраться из социалистического рабства. Поэтому полезно обсудить не только интересы представителей разных социальных групп, но и напомнить об уже известных человечеству способах блокировки корыстных интересов власть имущих.
Иски в защиту групповых интересов
3 АВГУСТА 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Многие молодые россияне хотят жить как европейцы. Стремятся знать больше о  европейском опыте устройства общества. Что в этом опыте главное? Прежде всего, гарантии прав человека, реальная политическая конкуренция и честные выборы. Разделение властей, независимый и справедливый суд. Европейцы даже вправе требовать по суду признания недействительными  законов, которые нарушают их права или способствуют коррупции. Граждане ряда стран обязаны  декларировать свои доходы и богатство, как это принято, например, в Швеции. А в США  конфискуют не только уворованное, но и все имущество коррупционеров и членов их семей. Работает!
Швеция. Неприятие коррупции
26 ИЮЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Все народы учатся у соседей. Перенимают азбуку, осваивают науки и передовые технологии. Но, как показывает мировой опыт, самое полезное – перенимать у соседей обычаи и порядки, улучшающие жизнь граждан. Прежде всего это борьба со взятками, с разворовыванием денег налогоплательщиков. Даже малограмотный человек понимает, что коррупция бьют по интересам простых людей. Чиновник за откат готов завысить стоимость подряда на строительство дороги, но мы лишаемся многих километров дорог. Зато коррупция позволяет чиновникам и олигархам, обрекая нас на нищету, сколачивать миллиардные состояния. Как от этого уйти?
О чем говорят опросы Левада-Центра. Дайджест
12 ИЮЛЯ 2021 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россияне в большинстве своем политически аморальны. Особенно старшего возраста. Аморальность россиянина не в том, что он сам аморален, а в том, что не видит ничего особенного в том, что власть аморальна, коррумпирована. Это привычно. Россияне приспособились к репрессивному государству. «Средний» россиянин – бедный и не инициативный человек. Он привык жить в стране, где власть не подчинена обществу, а административный произвол – норма жизни. Это человек смирившийся, для которого двоемыслие – способ уживаться с властью. По данным последних опросов Левада-Центра, лишь 17% считают, что Путин и его окружение виновны в злоупотреблениях властью. 29% категорически отказываются в это верить.
Выборы президента РФ 1996: каково все-таки их качество?
2 ИЮЛЯ 2021 // ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ
25 лет назад произошло важное для России событие. 3 июля 1996 года состоялся второй тур выборов президента РФ.  Борис Ельцин победил Геннадия Зюганова с солидным преимуществом в десять миллионов голосов: 53,83% и 40,30% соответственно. За две недели до этого первый тур прошел в равной борьбе, и разница составляла всего лишь три процента. Для двухтуровых выборов это вполне обычные показатели. По многим другим формальным параметрам это были самые демократические выборы в постсоветской истории.