
Владимир Путин никогда не признает, что за пределами того политического пространства, что президентская администрация выстраивает на протяжении всего срока его правления, есть какая-то содержательная общественная жизнь, влияющая на умы и настроения граждан. Пусть даже ограниченно влияющая и на не слишком большое количество умов. Поэтому простое, но обязательное условие — встраивайтесь в систему, и только после этого мы, возможно, начнем с вами диалог — никогда не нарушалось за все время правления действующего президента. Чем дальше, тем яснее становится, что не только политические, но и гражданские инициативы власть хотела бы проводить через фильтр кремлевского контроля.
Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский



И вчерашняя пресс-конференция, и Послание президента Федеральному собранию показали, что у Путина, а возможно, и у его элит, явный кризис восприятия действительности. Может быть, президент смотрит на действительность через призму докладов спецслужб, но в итоге у него складывается неадекватное представление о происходящем, из которого следует неготовность к новым вызовам. Кроме того, на пресс-конференции ничего не было сказано о будущем, о том, какие цели ставит перед собой президент и государство. Что будет хотя бы в следующем году? Никакого целеполагания нет вообще, мы видим только ситуативную реакцию на столь же ситуативные внешние раздражители и больше ничего.




Главное в этом Послании – молчание. Они и Гимн исполняли молча, стоя руки по швам. Президент ни словом не упомянул «пятую колонну», национал-предателей и необходимость сплочения нации против внешних и внутренних врагов. Это значит, что, сохраняя, разумеется, возможность усиления репрессий — ждем, например, 12 декабря, — государство не объявляет их своей ближайшей целью. В нашей византийской системе, где все улавливают сигналы, это должно привести к снижению того потока ненависти к инакомыслящим, который выплескивается из телевизора. И на том спасибо. Раньше понедельника сажать не начнут.

Формат ежегодного обращения главы государства к Федеральному собранию подразумевает наличие интриги, будоражащей умы местных политологов в преддверии события. Содержание держится в строжайшем секрете. Лучшие представители славной профессии каждый год об эту пору гадают, чем нынче порадует президент подведомственное население. Накануне слухи ходили разные: кто-то полагал, что президент непременно затронет тему дальнобойщиков. Причем не просто вскользь упомянет о проблеме, а буквально с трибуны разрешит ее самым радикальным способом к вящей радости как собравшихся, так и самих фигурантов.

