
С того момента, как Кремль начал прямое и откровенное вмешательство в кризис на Украине иприступил каннексии Крыма, перед странами Запада встал вопрос о том, каким образом можно помешать этим действиям. Дипломатические средства не работали: не заботясь даже об элементарном правдоподобии своей интерпретации событий, Кремль манипулировал фактами, не проявляя никакой готовности к компромиссам. Санкции стали единственным средством воздействия. Рассматривались несколько вариантов: от символических мер — ареста счетов и собственности отдельных «стрелочников», до широкомасштабных ограничений по примеру санкций против Ирана (арест счетов, принадлежащих госкомпаниям, запрет на возможность использования финансовых институтов Запада). Однако как только в США и Евросоюз всерьез задумались о введении санкций, сразу обозначились серьезные проблемы. Во-первых, в результате неизбежных «ответных мер» России могли серьезно пострадать компании, ведущие бизнес в нашей стране, экономические интересы Запада в целом. Во-вторых, высказывались опасения, что слишком жесткие меры могут лишь ожесточить Кремль, вместо того чтобы вернуть его на путь реализма…




Страны ЕС окончательно согласовали расширение санкций в отношении российского государственного и оборонного секторов экономики. Однако официальное их вступление в силу может быть отложено на несколько дней. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей отметил, что, если мирный процесс на Востоке Украины продолжится, ЕС может пересмотреть согласованные санкции. Какими бы мотивами ни была продиктована эта позиция, подобная тактика может оказаться более эффективной, чем простое наращивание санкционного давления. Любой дрессировщик скажет: даже самому злобному и упрямому животному лучше оставлять выбор между ударом кнута и маячащей перед носом морковкой.

